Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Алексей Леонидович, по исполнению бюджета в декабре и о работе с регионами расскажите, пожалуйста.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в настоящий момент бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются вполне успешно. С начала года за 11 месяцев доходы субъектов выросли на 13%, или на 666 млрд рублей, по сравнению с прошлым годом. При этом некоторые налоги, которые особенно упали в период кризиса, существенно выросли. Например, налог на прибыль вырос на 45% к прошлому году – эта прибавка дала субъектам 434 млрд рублей. Поступление акцизов выросло на 34% – эта прибавка дала субъектам 75 млрд рублей. Достаточно стабильно росли налог на доходы физических лиц (на 6%), налог на имущество (на 10%). Доходная база субъектов в этом году развивается успешно.
При этом наша помощь от федерального бюджета субъектам за 11 месяцев этого года уже составила 1 трлн 283 млрд рублей.
В.В.Путин: Как Министерство финансов реагирует на эти позитивные процессы в бюджетной сфере регионов России?
А.Л.Кудрин: Мы, конечно, просили субъекты достаточно консервативно планировать на этот год. Мы более консервативно оценивали ситуацию. Поэтому субъекты достаточно чётко спланировали свои расходы и сегодня у них есть даже некоторый избыток на счетах, который они будут использовать уже при планировании бюджета следующего года.
В.В.Путин: А вы как-то корректируете свои межбюджетные отношения?
А.Л.Кудрин: Это означает, что в этом году потребовалось меньше средств на сбалансированность. Но тем не менее нам пришлось за счёт этой статьи больше отдать на проблемы, связанные с пожарами, засухой. Получилась экономия средств, которые мы не направили на поддержку самых обычных, текущих решений. Эти средства ушли на поддержку регионов, пострадавших от засухи и при пожарах. Таким образом, мы перераспределили эти ресурсы, не направив их на обычную, текущую поддержку субъектов.
Расходы бюджетов в среднем выросли на 7%. На данный момент у нас бюджеты в основном профицитные. Дефицитные бюджеты оказались только у 15 регионов. В прошлом году за 11 месяцев их было 24. Те кредиты, которые субъекты взяли в прошлом году, они уже в этом году частично за счёт вот этих дополнительных доходов гасят. Можно сказать, что в течение этого и следующего года ключевая нагрузка, которую взяли на себя субъекты в виде кредитов в прошлом году, постепенно рассосётся.
Поэтому мы оцениваем это как позитив. Но есть один показатель, по которому мы чувствуем некоторое напряжение, – это инвестиции в субъектах. Субъекты за 11 месяцев пока сократили инвестиции на 9%, то есть на 71 млрд. При всех этих дополнительных доходах текущие расходы, включая инфляцию, тарифы, которые приходится оплачивать, пока всё-таки поджимают.
С 1 января субъектам придётся больше платить страховых взносов за своих бюджетников. Поэтому некоторые субъекты на 1 января закладывают определённый запас прочности, чтобы спокойно заплатить за бюджетную сферу и в следующем году провести плановую индексацию зарплаты, которую в этом году не проводили. Поэтому я думаю, что тот позитив, который накопится к концу года, потребуется в начале следующего года при решении вопросов страховых взносов и индексации заработной платы, чтобы сохранить все социальные платежи в стабильном состоянии.
Учитывая проблемы в ряде субъектов, мы вносим проект распоряжения об использовании части фонда на сбалансированность, на поддержку особенно нуждающихся субъектов или, где остались объекты, незавершенных в плановом порядке из-за кризиса.
Мы видим такие субъекты, где мы сможем помочь и ввести ключевые социальные объекты в строй уже в этом году. К ним относится прежде всего Архангельская область. Мы предполагаем, что к концу года там будет введён в строй новый медицинский комплекс и дооснащён новым медицинским оборудованием областной онкологический диспансер.
В.В.Путин: 400 млн рублей?
А.Л.Кудрин: 400 млн, даже 409 млн рублей. Мы также предлагаем помочь Калининградской области с обеспечением теплом и топливом на зимний период, так как чувствуем там эту проблему.
Завод «Молот» в Кировской области, который Вы всегда держите под контролем. Осталась последняя мера – это реструктуризация налогов. Мы в конечном счёте решили выделить им 77 млн рублей и тем самым снять проблему этого налога, и даже не понадобится реструктуризация. Просто очистим завод от долгов, с тем чтобы он уже сейчас начинал программу модернизации.
Республике Ингушетия требуется поддержка в 170 млн рублей. Здесь также завершение разработки проектно-сметной документации под новую программу развития Ингушетии.
Вот такие точечные вопросы мы в конце года успеваем решить за счёт того остатка средств, который у нас на сегодня есть. Соответствующий проект распоряжения мы внесли в Правительство.
В.В.Путин: Хорошо. А как Вы оцениваете исполнение федерального бюджета в целом?
А.Л.Кудрин: В данном случае исполнение федерального бюджета идёт даже выше запланированного по доходам – выше запланированного в феврале, когда мы делали дополнительную оценку на этот год. У нас поступит примерно 225 млрд рублей дополнительно. Но я всегда оговариваюсь, когда мы говорим про дополнительные доходы в период дефицитного бюджета.
В.В.Путин: Я знаю.
А.Л.Кудрин: Поскольку дефицит ещё пока высокий, мы с ним должны считаться в переходный период от кризиса. Любой дефицит для России свыше 2% считаем чрезмерным. В этом году увеличение дополнительных доходов позволит снизить дефицит с последней нашей оценки 4,6% примерно до 4,3%. Но тем не менее он будет пока ещё оставаться довольно высоким.
В.В.Путин: Вы знаете, что прогноз дефицита бюджета у Ваших коллег из других ведомств более благоприятный – 3,5–3,8%.
А.Л.Кудрин: Да, я думаю, что они ошиблись. Мы даже думали, что это будет 5,3%, с учётом поступления доходов это ближе к 5%. Но с учётом того, что министерства и ведомства дадут экономию или не используют все средства (мы оцениваем примерно на 180 млрд рублей от суммарного), эти все меры дают оценку 4,3%.
В.В.Путин: Алексей Леонидович, кто Вас назвал лучшим министром финансов в мире?
А.Л.Кудрин: Это журнал Euromoney.
В.В.Путин: Это оценило экспертное сообщество за год. Давайте посмотрим по результатам Вашей дискуссии с коллегами: кто у нас лучше –Министерство финансов или Министерство экономического развития, кто точнее считает.