Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Сергей Кужугетович, прежде всего хочу поздравить Вас и всех Ваших коллег с Днём гражданской обороны и МЧС, пожелать всего самого доброго всему личному составу.
С.К.Шойгу: Спасибо, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: И хотел бы поговорить сегодня о том, как решаются задачи по приведению в порядок техники, которая интенсивно использовалась в период аномальной жары этим летом. И что у нас с закупками новой техники, на которую выделяются необходимые ресурсы?
С.К.Шойгу: Спасибо за поздравление, Владимир Владимирович.
Что касается восстановления техники. Я уже докладывал Вам, что у нас было выведено из строя более 2700 единиц техники. На выделенные средства к сегодняшнему дню 600 из них уже восстановлено. Было уничтожено примерно 250 км рукавных линий - практически все они восстановлены. Из новой техники на выделенные средства уже в этом году мы получим 297 единиц. Плюс к этому у нас очень активно идёт работа по контрактам на следующий год. Чтобы в следующем году не тратить время на раскачку, как это обычно бывает, - I квартал и где-то во II только начинаются поставки, - мы уже сейчас, в этом году, предварительно за счёт авансовых средств налаживаем производство и поставки буквально с 1 января следующего года.
По средствам следующего года. Средства выделены на закупку самолётов Бе-200. Мы изыскали из выделенных на пожары средств аванс, чтобы заводы могли уже сейчас начинать. У них очень большая кооперация по самолётам. Это всегда так бывает в авиации, авиастроении. У нас контракты на эти самолёты подписаны уже в этом году, и мы проавансируем начало собственно работы.
В.В.Путин: 10 млрд выделено?
С.К.Шойгу: Да. Что касается автомобильной техники. На будущий год по Вашему решению было 5, Вы сказали дать ещё 3 - получилось 8. По этому году Вы сказали, что всё, что у нас в этом году было повреждено во время борьбы с пожарами... Все средства выделены по этому году, Владимир Владимирович, и мы всё закрываем. Плюс, естественно, то, что касается расходных материалов. Это пенообразователи, это топливо. По топливу было Ваше отдельное решение - снять с резерва, и мы эту часть по авиационному топливу закрыли. Конечно, мы довольно серьёзно подработали ресурс по авиации, и его нужно восстанавливать, потому что там цифра, которой никто в Европе не достигал: мы за время этих пожаров 82 тыс. тонн воды сбросили только с воздуха.
В.В.Путин: Ну у них и воды-то столько нет... А что у нас с переоборудованием или, вернее, с дооборудованием авиационной техники, которая находится в собственности других министерств и ведомств?
С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, по Вашему решению в бюджет заложены средства на следующий год, и в следующем году у нас будет 90 вертолётов оснащено выливными устройствами. Это 24 вертолёта Ми-26: это тяжёлая техника, они будут брать по 15 тонн воды. И остальные - это вертолёты Ми-8, Ка-32 Министерства обороны, Министерства внутренних дел и ФСБ, погранвойск. Плюс к этому у нас добавятся самолёты Ил-76 - самые тяжёлые танкеры, которые в мире существуют: они берут 40 тонн воды. Заправляются на земле, но тем не менее очень эффективно работают. 40 тонн воды бросают с 15 м - пробивает до полуметра водой землю. Мы дооснастим 24 таких воздушных судна. Таким образом, общая группировка, которая может тушить пожары - не только проводить разведку (это лёгкие самолёты), а тушить пожары, - у нас будет более 100 единиц. Если говорить точно, то суммарно это 136 единиц авиации, которая может довольно оперативно перемещаться в любой конец нашей страны. Плюс к этому у нас добавятся самолёты Бе-200, и плюс к этому - вертолёты Ка-32, которые встанут на постоянное боевое дежурство и будут дежурить (Владимир Владимирович, помните Ваше решение по дежурству на трассе Москва-Санкт-Петербург?) по железной дороге и по автомобильной дороге. Они будут выполнять спасательные функции - функции санавиации в этих регионах, в четырёх областях. И, естественно, также будут оснащены выливными устройствами, чтобы в случае возникновения сразу подавлять пожары. То есть все решения, которые принимались в это тяжёлое время, горячее время, показали свою эффективность и обоснованы в бюджете на 2011-2013 годы, переданном в Государственную Думу.
В.В.Путин: Хорошо.
С.К.Шойгу: По гражданской обороне, Владимир Владимирович. Вы знаете, что гражданская оборона страны всегда готовилась на военное время. За эти годы мы начали отрабатывать в Якутии, в Ленске, когда старое надо было снести и сделать это довольно оперативно и быстро, и тогда мы начали применять систему гражданской обороны в мирных целях - не в военных, а в мирных. После этого было много разных событий: было наводнение на юге в девяти субъектах Российской Федерации, были работы по превентивным мерам по наводнению. Этим летом мы, собственно, применили систему гражданской обороны в мирных целях при тушении пожаров. Когда мы подняли технику, как раньше говорили, из народного хозяйства, когда подняли предприятия, закрыв производство и выведя людей в лес, когда задействовали все резервы, когда была задействована техника Министерства обороны, Министерства внутренних дел, трубопроводный транспорт, когда мы подняли Рязанское воздушно-десантное училище - вот эта система гражданской обороны, которая должна действовать в военное время, была задействована в мирное время. Поэтому у нас просьба, Владимир Владимирович, дать поручение и нам, и другим ведомствам по подготовке нормативных актов, потому что у нас нет нормативных актов, которые бы позволяли приводить в состояние повышенной готовности всю систему гражданской обороны.
В.В.Путин: В мирное время?
С.К.Шойгу: В мирное время.
В.В.Путин: То есть Вы считаете, что нуждается в совершенствовании так называемая нормативно-правовая база применительно к задачам сегодняшнего дня?
С.К.Шойгу: Да, Владимир Владимирович. Нам надо определять степени готовности... Когда речь идёт о готовности муниципального уровня, готовности уровня субъектов, тогда губернаторы приводят в готовность. Дальше идёт готовность федерального уровня, это когда Правительство, Председатель Правительства приводят в готовность на федеральном уровне. Это тогда, когда бедствие касается двух и более субъектов. И наконец, крайний уровень - президентский, когда задействуется вся система силовых структур.
В.В.Путин: Хорошо.