В своем выступлении В.В.Путин отметил, что в Арктике хорошо видны все потенциальные риски, связанные с влиянием человека на окружающую среду. Премьер заявил, что ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учёта самых строгих экологических требований.
Говоря о приоритетах развития, глава Правительства обратил внимание на необходимость создания качественных, комфортных условий жизни для людей, бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных и малочисленных народов Арктики. Также в числе приоритетов он назвал поддержку новых точек экономического роста и привлечение в регион масштабных отечественных и зарубежных инвестиций.
Выступление В.В.Путина на форуме:
Уважаемые дамы и господа! Дорогие гости!
Прежде всего, хочу поблагодарить всех участников Международного арктического форума за искреннюю поддержку инициативы Русского географического общества. Мы, если откровенно, даже не ожидали такого внимания и такого интереса со стороны наших партнёров. Вы с готовностью откликнулись на наше предложение обсудить актуальные вопросы развития Арктики. Напомню, мы намеревались собраться в Москве ещё в апреле этого года, но наши планы тогда скорректировало извержение исландского вулкана с очень труднопроизносимым для русского человека названием - я даже не буду пытаться это сделать.
В те дни цивилизация вновь ощутила, как зависима она от природы. Мы по-новому взглянули на многие глобальные проблемы, хотя вроде бы и так все эти проблемы на слуху у каждого современного человека. А всё-таки, когда извержение состоялось, уверен, каждый из нас почувствовал, насколько мы зависим от природы, как она велика и как мал человек даже с сегодняшними возможностями.
Арктика с её неповторимой природой и хрупкой экосистемой служит одним из наиболее ярких индикаторов самочувствия планеты. Здесь хорошо видны все потенциальные риски, связанные с влиянием человека на окружающую среду. Остаются и спорные вопросы, по которым ещё только предстоит выработать наше общее мнение. Поэтому повышенная ответственность ложится на государства, которые уже имеют солидный опыт работы в Арктике. К их числу, без всяких сомнений, относится и наша страна - Российская Федерация.
Русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана ещё в ХI веке, и практически каждое последующее столетие на карту наносились новые маршруты, предъявлялись новые исследования.
Огромные российские территории находятся именно на Крайнем Севере. Россия вообще-то северная страна. 70% нашей территории находится на севере, 70%! И сама история, и география поставили перед нашим народом задачу обустройства этих земель. Россия сыграла ведущую роль в прокладке Северного морского пути, она стояла у истоков рождения ледового флота, полярной авиации, создала целую сеть стационарных и дрейфующих станций в Арктике. Наконец, именно наша страна накопила уникальный опыт строительства крупных городов и промышленных комплексов за Полярным кругом. Не всегда это было правильно, наверное, не всегда это было обоснованно и с экологической, и даже с экономической точки зрения.
Конечно, далеко не всё в этом опыте однозначно. Порой господствовало откровенно потребительское отношение к Арктике. Мы помним об этих уроках, учитываем их при разработке перспективных планов развития российского Севера.
Назову наши главные приоритеты. В первую очередь речь идёт о создании качественных, комфортных условий для жизни людей, в том числе о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных и малочисленных народов Севера. Их самобытность мы обязаны учитывать при развитии социальной сферы, системы образования, здравоохранения, формировании информационной среды.
Второе - это поддержка новых точек экономического роста, привлечение в регион масштабных отечественных и зарубежных инвестиций. Вместе с тем хочу подчеркнуть: ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учёта самых строгих экологических требований. Это принципиальная позиция Правительства Российской Федерации, и ею мы будем руководствоваться и при освоении полуострова Ямал, и на Штокмановском месторождении в Баренцевом море, и при развитии севера Красноярского края, и в Якутии, и на сотнях других производственных и инфраструктурных объектах, создаваемых или государством, или бизнесом.
По прогнозам экспертов, уже через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Но цена арктического вопроса много выше, чем, например, те миллиарды баррелей нефти или газа, которые мы можем добывать и о которых так много сегодня говорится в разных странах. При безответственном отношении к Арктике сегодня-завтра мы можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы. Поэтому сейчас базовой задачей всех арктических государств становится широкое внедрение ресурсосберегающих, умных, прорывных технологий, способных работать в гармонии с природой.
Россия предлагает наладить активный обмен идеями, инновациями, практическим опытом. Это поможет нам сообща находить технологические и инженерные решения, оптимальные для применения в условиях Крайнего Севера.
Третий приоритет - это вложение серьёзных средств в научную и природоохранную инфраструктуру.
Мы планируем провести настоящую генеральную уборку наших арктических территорий, причём в прямом смысле этого слова, в самом примитивном смысле этого слова - зачистить те свалки, которые десятилетиями копились вокруг заполярных городов и посёлков, месторождений, военных баз, портов и аэродромов, в тундре, на островах и в акватории Северного Ледовитого океана.
Одновременно будет расти число национальных парков и заповедников. Так, в прошлом году мы открыли новый национальный парк «Русская Арктика» на островах архипелага Новая Земля. Вчера один из наших гостей - правящий князь Монако спросил меня о территории. Вот сегодня могу Вам доложить: её площадь - более 1,5 млн га, сопоставимо, наверное, с самим государством Монако. Совместно с американскими коллегами прорабатываем вопрос о создании парка «Берингия» на Чукотке и Аляске.
Россия планирует возродить и наращивать своё научное присутствие в Арктике, поддерживать фундаментальные исследования, в том числе и те, которые ведут интернациональные команды учёных и экспертов. Я совсем недавно, в этом году, был на одной из таких площадок, где работают российские и немецкие специалисты. Надо сказать, что они меня удивили своей любовью к науке: живут они там, мягко говоря, в очень сложных условиях, но как-то этого даже не замечают. Конечно, мы им обязательно поможем. Они проводят очень важную совместную и интересную работу.
Конечно, мы намерены использовать потенциал ведущих университетов России, которые обладают сильными научными школами и имеют давние традиции успешных исследований в Арктике.
Для того чтобы дать импульс научной кооперации в Арктике, Россия выступает с инициативой проведения Международного полярного десятилетия. Центральной темой этого проекта могли бы стать вопросы изучения глобального изменения климата и некоторые другие проблемы, которые напрямую, так или иначе, с Арктикой связаны.
Уважаемые коллеги!
Хорошо известна давняя, проверенная истина: в одиночку в Арктике выжить трудно. Тут сама природа заставляет людей, народы, да и целые государства помогать друг другу.
В 2008 году в России были приняты Основы государственной политики в Арктике. Подчеркну: в этом документе чётко и открыто обозначены наши национальные интересы. Заботясь об устойчивом, сбалансированном развитии российского Севера, мы стремимся укреплять связи со своими соседями по общему арктическому дому, считаем исключительно важным сохранить Арктику в качестве зоны мира и сотрудничества. Убеждены, что Арктический регион призван служить площадкой для объединения сил, для подлинного партнёрства в экономике, в сфере безопасности, в науке, образовании, в сбережении культурного достояния Севера. Отрадно, что наши партнёры разделяют этот настрой. Об этом убедительно свидетельствует работа ключевых арктических международных структур, таких, например, как Совет Баренцева-Евроарктического региона. Недавно Россия завершила своё двухлетнее председательство в этой организации. Мы старались максимально плодотворно использовать это время и реализовали все заявленные нами планы.
Большой интеграционный потенциал видим и у Арктического совета. По сути, это центральная организация, занимающаяся вопросами сохранения окружающей среды и устойчивого развития Арктики.
Мы признательны коллегам за конструктивную поддержку российских инициатив, которые реализуются в рамках совета. Прежде всего имею в виду идею заключения первого панарктического соглашения в области авиационного и морского поиска и спасения. Работа над этим документом уже вступила в практическую фазу. Это конкретное воплощение созидательной политики добрососедства в Арктике.
Но, к сожалению, приходится сталкиваться и с другими фактами, в том числе с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Мы внимательно следим за развитием ситуации в регионе, делаем свои ответственные прогнозы. И ясно видим, что большинство подобных пугающих сценариев по Арктике не имеет под собой реальной почвы, рассчитано на то, чтобы столкнуть, рассорить государства региона, а затем попробовать поживиться на этом, половить, как у нас говорят, рыбу в этой мутной воде.
В Арктике действительно пересекаются серьёзные геополитические и экономические интересы. Но у меня абсолютно нет сомнений в том, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнёрства, путём переговоров и на основе действующих международно-правовых норм.
В качестве примера приведу недавнее подписание Россией и Норвегией Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это были трудные переговоры. Они шли десятилетиями, порой заходили в тупик. Но в итоге выход был найден, договор заключён, поэтому я и считаю, что это очень хороший пример, который говорит о возможности поиска компромиссов, причём приемлемых для всех сторон. Это говорит о том, что в данном случае обе стороны действительно хотели добиться результата и делали шаги навстречу друг другу.
Арктика - это особый регион, требующий ответственных, сбалансированных решений. И, конечно, взаимного доверия. Огромная роль здесь принадлежит и гуманитарному сотрудничеству. Нам вместе необходимо искать новые формы взаимодействия, расширять международные контакты культурных и творческих элит, студенчества, общественных организаций, национальных музеев и библиотек.
Русское географическое общество совместно с Российской государственной библиотекой и Президентской библиотекой разрабатывают проект «Электронная память Арктики». Он задуман как доступный информационный ресурс, способный объединить знания об истории освоения Севера, его этнографическом наследии, о современной жизни региона. Мы рассчитываем, что к реализации этой инициативы присоединятся все участники арктического сообщества.
Я также хочу отметить активную работу наших северных регионов, которые стремятся продвигать и популяризировать образ Арктики. Так, в мае этого года в столице российского Заполярья, городе Мурманске, с большим успехом прошёл Международный кинофестиваль «Северное сияние», а уже в ноябре в Москве при поддержке Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации стартует международный фестиваль неигрового кино «Арктика».
Все эти и многие другие проекты также открыты для наших соседей, для наших друзей и партнёров.
Уважаемые коллеги!
В этом зале собрались специалисты и эксперты из многих стран мира, которые в полной мере осознают значимость Арктики в процессах развития современной цивилизации, видят в ней территорию сотрудничества и диалога.
Ваши разносторонние взвешенные подходы, предложенные варианты решения проблем могут стать базой взаимодействия арктических государств в наступающую эпоху нового освоения Крайнего Севера. В конечном счёте, какой быть Арктике, определит наша способность к взаимодействию и конструктивному диалогу, готовность искать общие ответы на вызовы, стоящие перед нами.
Я ещё раз хочу вас всех поблагодарить за активное, заинтересованное участие в форуме и всем желаю успехов в нашей совместной работе. Благодарю вас за внимание! Спасибо!
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Позвольте мне поблагодарить наших уважаемых гостей ещё раз: Президента Исландии, что, собственно, само собой разумеется... Потому что Президент Исландии - это руководитель северной страны и это естественно, что он уделяет такое внимание проблемам Севера. Но то, что он сотрудничает так активно с российскими структурами, - это для нас особенно приятно, и за это ему особенное спасибо ещё раз.
Что касается правящего князя Монако, то он не только сам путешественник - он продолжает традиции своей семьи: ещё его прадед занимался исследованиями Севера, был выдающимся исследователем.
Но что ещё интереснее - это как раз то, о чём только сейчас говорил в своём очень интересном, на мой взгляд, содержательном и эмоциональном выступлении Президент Исландии. Это то, что все региона мира оказываются очень тесно связанными между собой в исследованиях Севера. Конечно, здесь специалисты сидят, я Америки для них не открою, но для людей, которые так, между прочим, знакомятся с сегодняшними проблемами - изменением климата, Севером, Антарктикой, - всё-таки для них некоторые вещи, которые сейчас становятся достоянием общественности, так или иначе являются необычными. Мы вчера вечером с правящим князем Монако долго беседовали, и он мне говорит: «А у нас в Монако найдено то, что сегодня мы называем признаками вечной мерзлоты». А я вот недавно был в дельте реки Лена, там, где она впадает в Северный Ледовитый океан, - кстати, это вторая по величине дельта в мире (290 км - её ширина), колоссальное впечатление производит, - и это как раз зона вечной мерзлоты сегодня. И там специалисты со всей очевидностью уже давно доказали, у них нет никаких сомнений в том, что в этих широтах были в своё время, тысячу лет назад, тропические моря. Это значит, что климат меняется на планете. Он меняется из-за чего? Из-за антропогенного воздействия, со стороны человека, или из-за изменения, смены естественных, неизбежных и непредотвратимых человечеством фаз развития планеты? И если эти фазы неизбежны, а мы так или иначе, тем не менее, воздействуем на климат антропогенно - какова степень этого воздействия? Так ли она губительна для планеты? Это совсем не значит, что не нужно ничего предпринимать в борьбе с глобальным потеплением. Но, может, оно происходит вне зависимости от нас? И скорее всего, собственно говоря, так оно и есть. Вопрос в том, как мы влияем на скорость этих процессов.
В этой связи возникают практические вопросы: альтернативные виды энергии нас спасают или нет? так ли губительно использование углеводородного сырья? что мы должны вместе предпринимать для того, чтобы замедлить эти процессы, если мы вообще можем что-то сделать?
Я поддерживал, поддерживаю и буду поддерживать всё, что связано с минимизацией негативного влияния человечества на изменения климата, природы. Буду поддерживать, так же как Правительство России, всё руководство России, все наши усилия, связанные с сохранением природы. Но всё-таки нужно исходить из реалий, нужно опираться на мнение специалистов, и именно поэтому мы так много внимания в последнее время уделяем поддержке деятельности тех экспертов, которые работают на этих направлениях, с тем чтобы определять практическую политику России в данном случае, основываясь на реалиях, не на газетных статьях, с каким бы уважением мы к ним ни относились, а на объективных данных практических исследований.
И поскольку в этом зале находится большое количество людей, которые именно этим и занимаются, я хочу пожелать вам успехов и поблагодарить вас за всё, что вы делаете в решении тех проблем, ради которых мы сегодня и собрались. Спасибо вам большое!
* * *
В ходе Международного арктического форума В.В.Путин, являющийся Председателем попечительского совета Русского географического общества, вручил Князю Монако Альберу II диплом члена попечительского совета РГО, а Президент Исландии О.Р. Гримссон был награжден почетной грамотой общества за личный вклад в исследование Севера.