Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Сергей Васильевич, добрый день. В подведомственные Вам учреждения ежегодно обращаются 110 млн человек. Наверное, каждая российская семья так или иначе имеет какие-то контакты с Вашим ведомством. 110 млн человек! Мы много говорим о том, что нужно разбюрокрачивать эту работу, облегчать обращения граждан в подобные структуры, вводить современные методы обслуживания. Речь идёт и об организации так называемого одного окна, об электронном обслуживании. Что в последнее время сделано для достижения этих целей?
С.В.Васильев: Владимир Владимирович, в июне прошлого года Правительством была одобрена концепция создания единой системы учёта регистрации прав в Российской Федерации. В декабре она была утверждена, и с этого времени мы начали её реализовывать. Основной блок вопросов касается реорганизации территориальных органов Росреестра. Раньше в каждом субъекте Российской Федерации существовало по два, а там, где была геодезия и картография, - по три управления. Это была громоздкая неуправляемая система. Правительством нам была поставлена задача до 1 января 2011 года сделать эту реорганизацию. Я Вам готов доложить, что мы эту работу завершили к 1 сентября, то есть на несколько месяцев раньше.
Какие результаты от этого получили наши граждане и что получили мы? Мы получили единую, управляемую нормальную систему с единственным управлением Росреестра в каждом субъекте Российской Федерации. Граждане получили сокращение количества хождений по инстанциям, по чиновникам и сокращение сроков оформления тех или иных документов. Могу привести простой пример, элементарный. Нужно человеку было оформить раньше земельный участок или другой объект. Он сначала шёл в Роснедвижимость. Шёл получить кадастровый паспорт. То есть приходил туда один раз. Дальше через 20 дней по закону о кадастре ему должны были выдать кадастровый паспорт. Он возвращался второй раз, чтобы его получить, после этого шёл в органы Росрегистрации, сдавал документы на регистрацию. Ещё раз приходил получать уже свидетельство о собственности. То есть, таким образом, он 4 раза ходил в разные инстанции, и занимало это времени до двух месяцев (то, что положено по закону), а порой и больше. Сегодня он ходит в один-единственный орган Росреестра - либо это в субъекте, либо это в районе, в городе. Получается, ходит 2 раза: первый раз пришёл - сдал документы, второй раз пришёл - получил. Сроки мы сложили - не более месяца происходит регистрация права. Конечно, это мало. Таким образом, мы значительно решили и проблему очередей. Не всю, конечно... Сегодня эта проблема остается, и это, я считаю, самый важный критерий, по которому граждане судят о нашей работе и вообще об органах государственной власти, о работе Правительства в том числе. Нами разработан целый комплекс мер, для того чтобы это явление просто изжить, чтобы его не было.
Первое. Конечно, мы расширяем количество наших офисов приёма. Сегодня ни в одном органе федеральной власти нет такого количества офисов, как у нас, - более 6300. Только в Сбербанке чуть побольше, но это совершенно другая система. Здесь нам идут ещё навстречу субъекты Российской Федерации (руководители субъектов) и муниципалитеты - мы работаем вместе. Мы используем по полной программе возможности МФЦ (многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Там, где они существуют сегодня, - на муниципальном ли уровне, на субъектном - мы везде присутствуем. Зачастую мы являемся инициаторами этого присутствия, и губернаторы охотно идут нам навстречу понимая, что под одной крышей сегодня оказывается служба, услуги которой наиболее востребованы гражданами. То, о чем Вы сказали, - огромное количество людей заинтересованы в оказании наших услуг.
В тех офисах, где сегодня пропускная способность свыше 100 граждан, мы установили веб-камеры. Сегодня любой гражданин - начальник отдела, я, министр, Вы - можете зайти на сайт и посмотреть в том или ином отделе в режиме онлайн, что происходит в зале приема. Во-первых, это дисциплинирует самих сотрудников - начальников отдела, руководителей. А во-вторых, мы видим, что происходит, - нет ли манипуляций с очередями. Скрывать не буду, и это известно, что существует очередь, существуют и посредники, которые пытаются этими очередями манипулировать, в том числе и небескорыстно. Эта проблема есть, и мы с ней боремся, в том числе таким способом.
Мы ввели в каждом офисе администраторов залов. Они принимают граждан, подсказывают, как правильно оформить документы, консультируют и заодно смотрят, что происходит в очередях.
Кроме того, буквально пару месяцев назад мы начали вводить такую меру борьбы с посредниками, как установление в наших офисах информационных киосков. Что это означает? Большое количество договоров в соответствии с гражданским законодательством предусматривает простую письменную форму. То есть два человека совершают сделку (подписали, сдали на регистрацию), другого никого не нужно. Этим пользуются посредники. Мы проанализировали ситуацию на рынке, которая сложилась вокруг нашей службы - вокруг Росреестра. В зависимости от округа, субъекта стоимость разная. В Приволжском и Южном округах, допустим, стоимость услуг вот этих риелторов - примерно 9-12 тыс. рублей, приличная сумма, а вокруг Москвы и Санкт-Петербурга - 15-20 тыс. Представляете, госпошлина стоит 1 тыс. рублей, а стоимость услуг этих риелторов - в 10 раз больше!
Что мы сделали? Мы разработали с правовой точки зрения типовые договоры (порядка 12), которые заключаются гражданами. И помещаем их сегодня в эти информационные киоски. Гражданину остается только, если вдвоем они приходят на регистрацию, подойти к нашему киоску, вставить свои реквизиты (паспортные данные, фамилию, имя, отчество), распечатать и подать документы на регистрацию.
Конечно, мы вызвали шквал недовольства со стороны риелторов, потому что мы их лишаем заработка. Простая мера, но она оказалась такой эффективной, что граждане ну не завалили нас, но во всяком случае присылают нам на сайт очень много положительных откликов.
Кроме того, мы организовали систему внешнего мониторинга - что у нас происходит на местах. Внутренний мониторинг был, конечно, налажен, но он несёт какие-то субъективные нотки. Сегодня мы заключили соглашения с большими общественными структурами, у которых есть разветвлённая филиальная сеть: Торгово-промышленная палата, Ассоциация юристов России, тот же Сбербанк, Высшая школа экономики. И они дают поручение своим структурам на местах посмотреть, в том числе провести социологические исследования на выходе из наших офисов.
Мы начали эту работу два-три месяца назад. Уже есть положительный эффект - люди уже совершенно положительно отнеслись к тому, что происходит. Пошла реорганизация. А нам это дало возможность определить самые горячие точки. На сегодняшний день мы составили такой список. Их по стране порядка 180 из шести с лишним тысяч, субъектов порядка 8-10. И сегодня мы туда направляем все наши основные усилия, для того чтобы переломить там ситуацию - расширить помещения, создать более комфортные условия для граждан, где-то увеличить штат, помочь деньгами и т.д. То есть мы эти проблемы знаем, выявили и сегодня над ними работаем.
Хотелось бы сказать ещё вот что. Конечно, всеми эти мерами проблему и очередей, и доступности, и качества услуг не решить совершенно точно. Мы это понимаем. Мы не можем до безграничности увеличивать количество офисов, потому что тогда будут нужны дополнительные деньги и дополнительные штаты. Один из наших самых важных приоритетов - это оказание электронных услуг, в электронном виде. В плане Правительства мы, конечно, активно участвуем...
В марте мы создали свой портал государственных услуг. Он успешно заработал. Он полностью корреспондируется с порталом государственных услуг Правительства Российской Федерации. И я готов доложить, что мы начали оказывать услуги в электронном виде. На сегодняшний день 262 тыс. граждан получили услуги в электронном виде, то есть не приходя к нам в офисы.
В.В.Путин: Для этого нужно соответствующее оборудование размещать, приобретать его. На это средства выделяются?
С.В.Васильев: Да, у нас есть федеральная целевая программа создания и развития кадастра. Она, правда, заканчивается в 2012 году, но мы планируем полностью создать систему в 2011 году. Кроме того, мы понимаем, что эта система сегодня становится одной из крупнейших, наверное, самой крупной в мире. Ее нужно поддерживать в актуальном состоянии. Нужны очень приличные финансовые вливания - на оборудование для серверных центров, на замену устаревших компьютеров и так далее.
И мы сегодня работаем над передачей полномочий Кадастровой палаты в подведомственные учреждения, чтобы дать им возможность - и на Правительстве это обсуждалось - взимать плату за выдачу информации. Мы каждый год выдаём 65 млн актов информации. Вот вы сказали «110 млн», эта цифра - та. Но люди же приходят за этой информацией, они приходят для того, чтобы получить выписку из реестра или кадастра, то есть на 5 минут приходят, а приходится стоять в очереди. Сегодня 262 тыс. граждан уже получили у нас информацию в электронном виде. И я анализирую каждый день, захожу на свой портал, смотрю, что происходит. С каждым днём эта цифра увеличивается на 1,5-2,0 тыс. Вот если позавчера, в четверг, было 5,5 тыс., то вчера, в пятницу, - уже 7 тыс. И так каждый день прирост происходит: 1,2-1,5 тыс. граждан пользуются этой услугой, идёт по нарастающей.
В.В.Путин: Люди начали привыкать к этому.
С.В.Васильев: Заработало, начали привыкать, конечно. Поначалу в основном пользовались кадастровые службы, сейчас уже и граждане смотрят. В таких продвинутых по IT, электронным делам республиках, как Башкирия и Татарстан, Вы знаете, там сегодня доля этих электронных услуг уже до 25%. Процесс пошёл.
И хотелось бы ещё по одному вопросу доложить, Владимир Владимирович. Мы сегодня разворачиваем работу по исполнению Вашего поручения всем федеральным органам о едином налоге. Мы прекрасно понимаем, что перед нами для того, чтобы эту систему внедрить, стоят две задачи. Первая - учесть всё, что у нас имеется в Российской Федерации. Потом оценить. Только тогда можно вести речь о налоге. Буквально некоторое время назад, в конце весенней сессии, был принят закон об оценочной деятельности (№ 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"»). Он дал нам возможность начать работу. Мы с Минэкономразвития до 1 октября закончим работу по нормативно-правовому регулированию, разработке всех приказов, самое главное - методик. И одновременно мы чуть заранее уже готовим конкурсную документацию, будем объявлять конкурсы, переносить сведения в электронный вид и дальше организовывать оценку.
Единственная там проблема - я хотел бы найти у Вас поддержку - заключается, как ни банально, в финансировании. Методики расчёта и кадастровой оценки разрабатывались, когда формировалась федеральная целевая программа «Роснедвижимость» - это 2004-2005 годы. То есть устарели все цифры, устарели все данные. Мы сегодня с оценщиками консультируемся, конечно, и та сумма, которая забита сегодня в федеральную целевую программу, недостаточна. Мы сегодня готовим финансовое обоснование, в министерстве будем докладывать. Эльвире Сахипзадовне (Э.С.Набиуллина - министр экономического развития Российской Федерации) уже раз докладывали. Проведём совещание, потом дадим уже чёткие обоснования, сколько потребуется денег для того, чтобы провести качественно массовую оценку. По нашим прикидкам (они, думаю, на 99% точны), у нас сегодня в стране 64 млн 680 тыс. объектов капитального строительства, которые нужно учесть и оценить. Вот в принципе основные такие вещи, которые сегодня происходят в службе, Владимир Владимирович, задачи, которые мы сегодня исполняем, что сделано.
В.В.Путин: Хорошо. Сергей Васильевич. Вы упомянули о видеокамерах, о веб-камерах, которые Вы ставите в служебные помещения, для того чтобы следить за очередями, за тем, что происходит там. Вы знаете, что я дал указание поставить видеокамеры на всех строительных площадках, там, где у нас идёт работа по восстановлению сгоревшего жилья во время природных пожаров. Многие площадки, все площадки практически, в работе: уже дома практически стоят, некоторые уже под крышу подведены. Встаёт вопрос о регистрации этого жилья. Кстати, можно посмотреть...(В.В.Путин демонстрирует собеседнику веб-трансляцию на сайте Правительства Российской Федерации со строительных площадок регионов России, где возводится новое жильё для погорельцев) Здесь идёт разгрузка строительных материалов. Уже дома, видите, стоят. Есть и под крышей...
С.В.Васильев: Стоят уже под крышей, да. Обрешётка, крыша...
В.В.Путин: Следующий населённый пункт: там рабочие ходят. А вот здесь вот, на этом доме, уже идёт работа - крышу подводят, здесь стропила уже положили.
С.В.Васильев: Стройка идёт, разные этапы: где-то под крышу, а где-то стены.
В.В.Путин: Да, но стены стоят везде.
С.В.Васильев: Ну да.
В.В.Путин: Вот это Верхняя Верея, где я был в Нижегородской области. Здесь уже дома полностью стоят, уже и под крышей.
С.В.Васильев: Под крышей, да.
В.В.Путин: Не все, может быть, но вот то, что камера показывает. Я к чему? К тому, что их надо регистрировать. Потом домов-то будет ещё больше. Подготовлено у Вас всё?
С.В.Васильев: Когда эта беда пришла, я, конечно, сориентировал всех на то, чтобы необходимые условия были созданы. Мои сотрудники входили во все штабы и работали в режиме онлайн. Была дана команда, да они сами понимают всё прекрасно, и особенно в тех местах - Нижегородская область, Рязанская - выдавали документы. Часть граждан обращалась, и в течение часа им выдавали документы. Там была проблема другого порядка: у нас по закону эта информация - платная. Кощунство - брать с людей, которые остались без всего, какие-то деньги. Но нашли, выработали схему: к нам обращаются органы исполнительной власти - те, для кого по закону информация бесплатная. И мы всю информацию выдавали в течение часа, она была у всех - и у граждан, и у муниципалитетов.
В.В.Путин: С регистрацией что делать?
С.В.Васильев: Будем делать в самые кратчайшие сроки.
В.В.Путин: Давайте прямо на местах, чтобы ваши люди были.
С.В.Васильев: Хорошо.
В.В.Путин: Спасибо.