Как подчеркнул В.В.Путин на совещании, вопросы развития рыбохозяйственного комплекса являются одним из приоритетов Правительства.
В качестве одной из мер поддержки отрасли В.В.Путин пообещал, что взимание таможенных платежей за ввозимую морскую биологическую продукцию будет отменено. Кроме того, Премьер заявил о необходимости оптимизировать государственный ветеринарный контроль и создать действенную систему мониторинга производства рыбной продукции.
Говоря о проблемах судостроения, В.В.Путин сказал, что Россия должна закупать только те суда, которые она сама не планирует строить, и подчеркнул, что как в авиа-, так и в судостроении необходимо создавать такие регулировочные механизмы, которые не создавали бы помех для развития собственной промышленности.
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
В этом году мы с вами обращаемся к проблемам рыбной отрасли достаточно регулярно, как и на протяжении последних двух или трех лет. И надо сказать, что отрасль отвечает нам позитивной работой. На июль этого года общий вылов водных биоресурсов составил около 2,5 млн тонн - это больше, чем за аналогичный период прошлого года, то есть положительная динамика налицо: примерно на 160 тыс. тонн выловили больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако, как мы все хорошо понимаем, хороший улов - это только начало. А за ним следует целая производственная цепочка - переработка, транспортировка, реализация. В конечном счёте главный показатель успеха - это рост доли отечественной продукции на нашем собственном рынке.
В 2009 году, для справки, доля отечественной продукции в потреблении составляла 72,4%, а к 2014 году она должна увеличиться как минимум до 80,5%.
Вопросы развития рыбохозяйственного комплекса для нас являются одним из приоритетов. Несмотря на то, что возможности федерального бюджета ограничены, мы приняли решение сохранить объёмы финансирования отраслевой Федеральной целевой программы (это свыше 32 млрд рублей) и приняли решение продлить её ещё на один год, до 2014 года включительно.
Мы субсидируем, как вы знаете, кредиты, которые предприятия взяли на строительство и модернизацию судов, на развитие инфраструктуры переработки и хранения рыбопродукции. Средства направляются и на создание специализированных рыбных рынков в российских регионах. Кстати, было бы любопытно услышать сегодня, где планируются первые такие рынки. Руководители отрасли имеют на этот счёт определённые планы.
Подчеркну: решая проблемы рыбохозяйственного комплекса, Правительство поддерживает постоянный диалог с предприятиями и отраслевыми объединениями, стремится максимально учитывать их пожелания и их экономическое положение и оказывать содействие в реализации деловых инициатив и планов развития. Например, по просьбе участников рынка было принято решение о расширении района прибрежного рыболовства в Баренцевом море, да и здесь принимается такое решение. Мы 17 августа на заседании комиссии такое решение приняли, сейчас уже оформим его в решение Правительства.
Также весьма полезным оказалось апрельское совещание в Мурманске, в ходе которого был поставлен ряд вопросов, связанных с устранением избыточных административных барьеров и совершенствованием системы государственного управления в отрасли. В результате мы вышли на конкретные решения. Речь идёт об отмене таможенного оформления добытой продукции при ввозе её на территорию России. Мы вот только сейчас, перед нашим совещанием, ещё раз посоветовались, и, по мнению экспертов, достаточно будет принять дополнительно ещё одно постановление Правительства, для того чтобы снять взимания таможенных платежей за ввозимую морскую биологическую продукцию. Мы уберём таможенный сбор.
Это действительно несправедливо, когда в нашей исключительной экономической зоне рыбаки ловят рыбу, а потом платят таможенный сбор, как будто это какая-то импортная продукция. Чушь какая-то! Абсолютно с этим согласен. Это надо будет устранить.
Но, видимо, нужно будет внести ещё и соответствующие поправки в Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Думаю, что наши казахстанские и белорусские коллеги возражать не будут, потому что для них это вообще никакого интереса не представляет.
И необходимо оптимизировать государственный ветеринарный контроль. Я только сейчас с рыбаками встречался, и они этот вопрос ещё раз поставили. Я и им сказал: у нас это решение практически принято. И хочу здесь вас проинформировать: мы устраним всякие дополнительные виды контроля. От места промысла до берега все нормы санитарного контроля будет контролировать Росрыболовство, а от берега до потребителя - Роспотребнадзор. Кроме того, мы договорились создать действенную систему мониторинга производства рыбной продукции.
И просил бы сегодня представителей заинтересованных ведомств доложить, как идёт исполнение этих поручений, включая подготовку необходимых правовых актов.
Также рассчитываю услышать ваши предложения по дальнейшему совершенствованию контрольных и других административных процедур в рыбной отрасли.
Здесь нужно ещё подумать (рыбаки сейчас ставили этот вопрос) о том, как нам избавиться от избыточных - я хочу подчеркнуть: не от всех подряд, а именно от избыточных - пограничных процедур. С тем, чтобы наша граница была на замке, что называется, но и с тем, чтобы процедуры были необременительными для рыбаков. То есть за 34 дня им нужно посылать какое-то уведомление, потом ещё ждать группу на судно в течение пары дней. Потом ещё идти, ещё там что-то оформлять. Ну это, конечно, никуда не годится. Главное - что и сами пограничники не возражают. Нужно просто эти процедуры отработать.
Кроме того, полагаю важным сегодня ещё раз обсудить вопросы береговой переработки и логистики. Наша задача - чтобы рыба, выловленная здесь, на Дальнем Востоке или на Севере страны, несмотря на большие расстояния, без помех попадала во все регионы России и при этом была качественной и доступной по цене.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Понятно, что для России как для морской державы вопросы рыболовства очень важны и они носят комплексный характер. Это и добыча - здесь и рыбаки, и их семьи, и уровень доходов. Это и снабжение населения нашим собственным продуктом питания, причём очень важным и нужным продуктом питания в общей таблице. Это и транспортные проблемы - доставка в основные места и регионы потребления. Это и промышленность.
Я уже говорил о том, что здесь, конечно, существует такое естественное противоречие. В данном случае рыбаки хотят покупать хороший и качественный флот (а сегодня он - за границей), а промышленность (судостроение) хочет, чтобы наши рыбаки, которые вылавливают нашу рыбу, покупали на наших верфях.
Я обращаю ваше внимание: это тоже наши люди и там есть семьи, и там есть производственный потенциал - и вообще-то там будущее страны. Где у нас будущее? Атомная энергетика, энергетика вообще, судостроение, авиастроение, космос, нанотехнологии, высокие технологии вообще.
Если мы не будем думать о том, как это развивать, мы будем третьестепенной - даже не второстепенной! - третьестепенной державой. И это, в конечном итоге, отразится на всех, в том числе и на рыбаках, и на промышленниках, и так далее.
Но повторяю ещё раз: это должно быть соломоново решение, которое не подрывает рыбную отрасль, но дает шанс развитию судостроения.
Знаете, есть одно золотое правило: сегодня - и надо это прямо признать - сегодня в части гражданского судостроения, так же как и в области гражданского авиастроения, мы ещё далеко не лидеры, мягко говоря. Вот в боевой авиации мы явно лидеры, в части боевого флота, особенно по подводным лодкам, по некоторым типам, мы тоже лидеры. Здесь - пока нет.
Но это тоже наша ниша, это точно наша ниша, мы должны здесь работать. И вот в чём заключается фокус: если иностранные производители - а люди там (наши коллеги, партнёры и друзья) умные, иначе бы они не были такими эффективными, - они понимают, что, если у них не будет ограничений на российском рынке, они никогда сюда не придут с технологиями, а эти технологии нам нужны, поэтому они должны знать, что с какого-то этапа определённые ограничения на российском рынке будут. И это должны знать все. Это должны быть прозрачные долгосрочные правила нашего общего взаимодействия.
Мы сформулируем сегодня эту задачу в общем виде и будем решать её сообща, совместно и с руководителями регионов, которые здесь сидят и которые заинтересованы в том, чтобы развивалась рыбная отрасль и судостроение, и с рыбаками, и с вашими союзами. Но я прошу только, чтобы это была действительно совместная корпоративная работа без ведомственного лоббирования и без ведомственного эгоизма, я бы так сказал, причём и судостроительного, и рыболовного. Это должна быть общая совместная работа, которая бы удовлетворяла, поэтапно удовлетворяла бы всех и давала бы ясные перспективы и горизонты, куда, какими этапами мы будем двигаться.
Повторяю, здесь можно говорить о том, о чём губернатор Камчатского края сказал: будем создавать условия для завоза комплектующих, технологического оборудования, будем стимулировать наших партнёров на создание совместных предприятий, даже на создание на нашей территории предприятий со 100-процентным иностранным капиталом. Но я хочу, чтобы вы поняли: наши партнёры должны знать, что или они сюда приходят, или рынок для них будет закрыт. Но это должны быть наши общие решения. И я скажу ещё более точно: мы рассчитываем на то, что, когда мы с вами выработаем общее решение, чтобы не было внутренней «бузы», чтобы западный производитель не лез сюда, не ковырял здесь кочерёжкой и эту «бузу» не вызывал - мы будем принимать это решение вместе с вами. Но когда мы его примем, исхожу из того, что вместе будем его исполнять.
Спасибо.