Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Олег Павлович, добрый день! Поздравляю Вас с Днём рождения!
О.П.Табаков: Спасибо. Вот Конни-то (собака) - она помнит меня.
В.В.Путин: Конни, конечно, помнит: у неё память хорошая.
Мы с Вами договорились увидеться, чтобы поговорить по проблемам театра.
О.П.Табаков: Да. Я постараюсь быть недлинным. Можно при них (о журналистах)?
В.В.Путин: При них всё можно. Если и без них, они всё равно всё узнают.
О.П.Табаков: Хорошо. Тогда я так скажу: десять лет назад во МХАТе было 40-42% зрителей, сейчас - 99%. И там, в подвальном театре («Табакерка») вообще шесть лет 100%. Что даёт мне уверенность в том, что если бы была ещё сцена, которая была во МХАТе 54 года подряд, то это позволит охватить более широкий круг зрителей, во-первых, а во-вторых - сделать мне главное. Всё-таки мне 75 лет. Я не думаю, что буду жить как черепаха...
В.В.Путин: Об этом лучше вообще не думать.
О.П.Табаков: Да ладно, у меня Машке четыре года, так что выхода нет.
К чему я это говорю? Мне нужно поставить на ноги молодых. А если будет вторая сцена, я это сделаю.
В.В.Путин: Мне известно, что Вы даже ведёте специальную школу для молодых актеров из провинции?
О.П.Табаков: Это да, 24 человека. 18 - Ангарск, Братск, Иркутск, Красноярск, Ленинград, и 6 - из Москвы. Это вообще лишённое всякой коммерциализации заведение, в том смысле, что они с пансионом: они жить будут, они питаться будут. Ну и они защищены всё-таки в социальном смысле, в медицинском и так далее...
В.В.Путин: А как Вы их отбираете?
О.П.Табаков: По таланту. Сначала туда (в регионы), широкозахватным плугом.
В.В.Путин: Вы сами ездите?
О.П.Табаков: Сам езжу или кого-то посылаю, я же не могу везде поспеть сам.
Короче говоря, 120 человек у нас было на 24 места, а в общем это примерно 60-65 человек на место. Они будут учиться «по Фурсенко» 3,5 года. Но я уже это исправляю, потому что это, по сути дела, должно быть нормальное ремесленное училище. Ну как ЦМШ или как училище Большого театра, Вагановское училище. Для чего это делается? Чтобы они, как Безруков - в 19 лет вышел и результаты есть какие-то.
В.В.Путин: Ну в Вагановском-то начинают с девяти лет или с семи.
О.П.Табаков: Аналогом в императорское время было Тенишевское училище, куда брали фигурантов в 9-10 лет и они уходили и в помрежи, и в реквизиторы, и куда угодно. Но девица Яблочкина дебютировала в 15 лет, девица Ермолова - в 16 лет. Это такой выигрыш у судьбы, который не назначишь ни по родственным связям... - не получится. По сути дела, что я хочу? Я хочу дважды сливки снять. Я хочу отобрать раз, а потом хочу отобрать ещё раз.
По сути дела, мне кажется, проблема ещё в том, что мы малую ответственность несём за продукцию, которую выпускаем из школ. Мы как при социализме: мы не знаем, сколько нам надо, мы делаем перепроизводство.
В.В.Путин: А никто не знает, и все делают перепроизводство, причём во всех сферах с известной регулярностью.
О.П.Табаков: Я понимаю. Я пять студий выпустил и из каждой студии я брал трёх, четырёх... А почему? А потому, что я их учил для себя. И в обществе развитого социализма, и в обществе капитализма с нечеловеческим лицом - если для себя что-то делаешь, делаешь на порядок лучше.
На самом деле, я не то чтобы хвалюсь, я понимаю всё, но, наверное, если сделать такую сборную команду, то там половина будет моих. И только по одной простой причине - я их для себя готовил, мне с ними играть.
Я и этих-то предупредил. Я говорю: меньше половины дойдут до финиша. Потому что это самое главное - самых лучших, тех, которые паровозами умеют работать.
Это первая проблема.
В.В.Путин: Сколько у Вас этих «сливок» получается?
О.П.Табаков: На сегодня их 25, потому что я ещё мальчика из Ярославля вытащил. 25. Ну а дойдут, если по образцу моей первой студии - я отбирал 28, а окончили 14. Одного переманили из Вахтанговского училища. 15 окончили. Был один курс, где я 70% отчислил.
Но это тогда означает, что они в сегодняшнем капиталистическом обществе...
В.В.Путин: ...в рыночном.
О.П.Табаков: ...в рыночном будут конкурентоспособны, то есть на кусок хлеба заработают. Без этого сейчас, мне кажется, нехорошо.
Я уже 10 лет не преподаю. И от отчаянья решил - по новой начну. Это первое дело, я имею в виду филиал. Потому что, если я это сделаю, то совесть моя будет чиста. В том смысле, что был там, до конца пытался...
Второе дело. И у «зелени» мхатовской, и у «зелени» подвальной, и в этой школе у некоторых, может быть 4-5 педагогов, нет жилья. Володя Якунин (президент ОАО РАО «РЖД» В.И.Якунин) дарит землю. Она такая, на самом деле ненужная - там развалины стоят, а там можно дом построить. И наверняка ещё останется, может быть, для Министерства культуры. Я уже у Кудрина был, он так заинтересовался. Я говорю: «Это что, и для Министерства финансов»? «Нет-нет,- говорит, - я не претендую».
Короче говоря, если вот это сделать, Владимир Владимирович, это просто...
В.В.Путин: А какой дом там Вы хотите построить?
О.П.Табаков: 72-х квартирный. Очень всё просто. Это выглядит всё вот как (показывает проект).
То есть, я не «съем» все эти квартиры. Я думаю, что я, наверно, процентов, может быть, 50 «съем», не больше, а еще и министерству останется или, может быть, комитету по культуре московскому останется.
В.В.Путин: Хорошо, подумаем.