Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Сергей Владиленович, первый вопрос связан с актуальной сегодня темой лесных пожаров. Знаю, что Вам вместе с МЧС удалось не допустить возникновения каких бы то ни было угроз вокруг Ваших объектов в связи с этими пожарами. Как Вы оцениваете ситуацию на данный момент?
С.В.Кириенко: Владимир Владимирович, действительно, поскольку наши объекты - закрытые, на момент создания их исторически размещали в лесных массивах в целях скрытности. Теперь в такую погоду это обернулось тем, что огонь подходил ко многим нашим объектам.
Самая сложная ситуация была в Сарове. Вот карта Сарова (показывает карту). Поскольку он весь в лесах, к нам огонь приходил трижды. Сначала он пришёл с западной стороны. После этого он подходил с южной стороны. И вот последний пожар пришёл из заповедника, с восточной стороны.
Было сконцентрировано более 3 тыс. человек, около 300 единиц техники. Очень большую помощь оказало МЧС, выделив объект как абсолютный приоритет.
Владимир Владимирович, если Вы поддержите, просил бы представить к наградам сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям, внутренних войск, ФСИНа. Тут все работали. Работали здесь и более 1000 сотрудников самого Института ядерной физики, причём совершали подвиги, потому что огонь стоял на полосе фронта более 10 км одномоментно. Тем не менее территория от огня полностью отбита.
Мы останавливали работу на ключевых площадках, вывозили все ядерные материалы, радиационно-опасные материалы, взрывчатые материалы. То есть мы были готовы к тому, что даже если бы огонь прорвался через периметр, то никаких ядерных, радиационных или экологических рисков не произошло. Сейчас мы восстанавливаем нормальную работу.
В.В.Путин: То есть своевременно подготовились к этому?
С.В.Кириенко: Приходилось в аварийном режиме всё-таки реагировать, потому что таких пожаров не было никогда и сам периметр не был приспособлен.
Сейчас мы какие делаем выводы? Мы восстанавливаем полноценную работу, продолжаем окарауливать. Риск остаётся только один. В нормальных погодных условиях мы решили проблему. Но если, как в начале недели по северо-западу пошли природные аномалии с резким нарастанием ветра, то с учетом того, что в лесах, в заповеднике, ещё остались отдельные очаги, ветер может их поднять. Поэтому мы будем сохранять силы и средства для контроля.
Второе. Мы вместе с МЧС делаем важные выводы - как быть полностью готовыми на следующий год, если предположить, что нас ожидает такая же погода. Во-первых, мы резко расширяем просеки. Здесь потребуется корректировка законодательства, потому что те просеки, которые делались вокруг контрольно-следовой полосы раньше, они от верхового пожара не защищают. Поэтому мы здесь делаем запасы - по 100 м с каждой стороны. Во-вторых, себя хорошо показала новая техника, отработанная МЧС. Мы договорились с Сергеем Кужугетовичем Шойгу, что мы на наших ключевых объектах поставим специальные робототехнические комплексы и системы мониторинга и контроля. Хорошо себя показали тепловизоры на вертолёте. Сейчас мы полностью мониторим ситуацию. И мы попробуем поставить на нескольких наших ключевых объектах новую систему «Лидар». В 15 км она должна фиксировать любой очаг возгорания или любые изменения.
Восстановлена работа основных площадок. У нас сейчас задача - нагнать то отставание, которое возникало, с тем чтобы гособоронзаказ выполнить полностью.
На всех остальных объектах, Владимир Владимирович, ситуация абсолютно контролируемая. Возникал пожар около Снежинска - федерального ядерного центра в Уральском округе. Но мы, уже поняв ситуацию на Сарове, начали реагировать на дальних подступах. Мы в Снежинске начинали вместе с МЧС тушить пожар, когда он был ещё в 15 км от самого ЗАТО. То же самое по атомным станциям. Мы уже поняли, что если он подходит слишком близко, то уже очень большие силы уходят на эту работу.
Владимир Владимирович, по общей ситуации, кроме пожаров. Понимая экстремальную погодную ситуацию, мы особое внимание обращали на экологическую составляющую нашей работы. В этом году мы уже дали на 6% больше электроэнергии, чем в прошлом за аналогичный период. При этом, несмотря на аномальные температуры, особое внимание уделяли всем вопросам, связанным с выбросами. Они у нас не только ниже допустимых норм (на сегодняшний день не выше, чем 10% от допустимых норм), но и в 1,5-2 раза меньше, чем в прошлом году было экологическое воздействие на окружающую среду.
В.В.Путин: Как реализуются планы по развитию, по строительству новых блоков?
С.В.Кириенко: Владимир Владимирович, мы в полном графике. У нас завершает выход на полную мощность энергоблок Ростовской атомной станции, который Вы запускали в марте. Он идёт в полном графике, набрал мощность. На этой неделе он выходил на полную мощность в 1000 Мгвт. Идёт сооружение на всех энергоблоках в Российской Федерации по строго установленному графику. Кроме этого мы сейчас активно наращиваем строительство за рубежом. Мы в соответствии с договорённостями создали проектную компанию в Турции. На август у нас было запланировано согласование с турецкой стороной состава участников этой компании. Такое согласование произвели. Теперь приступаем к регистрации этой проектной компании, которая начинает всю работу по Турции.
У нас хорошо идёт работа в рамках Вашей договоренности с Премьер-министром Болгарии: создана совместная рабочая группа, которая должна снять все оставшиеся вопросы по формированию инвестиций для проекта АЭС «Белене». С учётом предложения, которое Вы одобрили, мы представили болгарской стороне всё, что им было необходимо, для принятия окончательного решения.
Планируем в течение сентября согласовать межправительственное соглашение по Вьетнаму, с тем чтобы в октябре, в ходе поездки Президента, можно было бы подписать межправительственное соглашение по строительству первой атомной станции во Вьетнаме.
На следующей неделе запланирован визит в Бангладеш. Договорились с Премьер-министром Бангладеш о том, что мы представим уже механизм финансирования. Большая представительная делегация из Бангладеша приезжает на этой неделе. Мы везём их на наши атомные станции, с тем чтобы они могли там всё посмотреть.
И, Владимир Владимирович, на этой неделе у нас знаковое событие - мы в августе завершим основной этап на атомной станции «Бушер» в Иране.
Докладываю, что мы вместе с иранскими партнёрами в этот график уложились. И в эту субботу, 21 августа, у нас начинается этап физического пуска станции. Это будет происходить под контролем инспекторов МАГАТЭ. Они распечатывают контейнеры с тем топливом, которое мы поставили более года назад, согласовав тогда со всеми нашими партнёрами в мире. Вот теперь это топливо распечатывается и завозится в реакторное отделение. С этого момента начинается этап физического пуска станции, и она из строительного объекта превращается в эксплуатирующуюся. Важно, Владимир Владимирович, что мы этим доказали, что Россия всегда выполняет свои обязательства. Это точно соответствует позиции России, что любая страна в мире имеет право на мирное использование атомной энергии - под контролем МАГАТЭ, при соблюдении всех норм и условий. Также важно, что это - большой международный проект, потому что - да, конечно, основную работу выполнила Россия, но поставки осуществлялись из более чем 10 стран мира, включая многие страны Евросоюза, Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому это такой большой, глобальный международный проект, который ещё раз показывает, что если Иран развивает мирную атомную энергетику под контролем МАГАТЭ и при соблюдении всех норм международного законодательства, то такая возможность есть и у Ирана, и у любой другой страны. Россия всегда выполняет принятые на себя обязательства.
В.В.Путин: Ну что же, я Вас поздравляю.
С.В.Кириенко: Спасибо, Владимир Владимирович.