Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день. Игорь Юрьевич, я просил Вас регулярно осуществлять контроль, мониторинг за рынками по некоторым основным группам товаров - за лекарственными средствами, за нефтью и нефтепродуктами, за продовольственной группой. Меня сегодня интересуют две из них - это нефть и нефтепродукты и продовольствие.
И.Ю.Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Если позволите, я начну с продовольствия. Поскольку мы в еженедельном режиме отслеживаем основные группы продовольствия, равно как и лекарственных средств, и бензина, и по Вашему указанию делаем это уже несколько лет, то примерно 25-30 июля мы увидели, что начинается некоторый рост цен на продовольствие. В связи с этим 30 числа я подписал распоряжение всем нашим территориальным органам и мы начали активно мониторить эту ситуацию, в том числе принимать меры. Мы очень хорошо понимаем, что даже если взять самые пессимистические прогнозы по сбору урожая зерновых в Российской Федерации, то, слава богу, вовремя накопленный резерв, этот баланс позволяет сегодня все российские возможности в этом смысле закрыть.
В.В.Путин: Собственные потребности...
И.Ю.Артемьев: Потребности, да. В этом смысле никаких сомнений у нас нет, и поэтому сам характер роста этих цен можно охарактеризовать как чисто спекулятивный. Либо это попытка, придержав зерно, как делают некоторые компании на юге России, где нет пожаров, заработать потом, в сентябре-октябре, на прогнозируемом росте цен в Европе, если экспорт из России будет открыт, в чём я сильно сомневаюсь, либо это какие-то другие способы. Но всё это носит характер спекуляции.
В связи с этим мы хотим обратить внимание на то, что мы уже годами наблюдаем одну и ту же ситуацию, когда в каждом регионе России в товаропроизводящих цепочках - от производителя к потребителю - стоят десятки, а во многих регионах сотни посредников. Эти посредники сегодня создаются самими менеджерами для того, чтобы, во-первых, уклоняться от налогов, - это так называемые фирмы-однодневки. Во-вторых, чтобы в каждой такой перепродаже постепенно наращивать соответствующую цену. И беда заключается в том, что этим занимаются очень многие. Имя им - «легион». Единственный известный способ радикальной борьбы - не только контрольные мероприятия, которыми, конечно, и мы, и налоговая служба активно занимаемся, но прежде всего это попытка создать в России биржу, которая могла бы торговать зерном, мукой, как это было ещё в дореволюционной России, потому что если я могу на бирже прямо купить, то мне не нужны никакие посредники.
В.В.Путин: Министерство экономического развития, Ваша служба, налоговая служба и должны сделать энергичные шаги в направлении создания этой биржи.
И.Ю.Артемьев: Спасибо за это решение, Владимир Владимирович, потому что мы очень давно его ждём и нам нужно действительно сейчас побыстрее с этим справиться. Тогда тот, кто имеет свой транспорт, имеет свою логистику, он ещё окажет какую-то помощь, и его нельзя считать посредником. А сегодня один трейдер перепродает второму, третьему, четвертому, пятому и так - по всей цепочке.
В результате того, что мы всё это видели, мы вынуждены были возбудить дела. Сегодня возбуждены дела в Республике Татарстан, в Курской области, в Магаданской. Это только то, что касается роста цен на хлеб. Это связано прежде всего с таким вот ажиотажным восприятием ситуации с пожарами в России нашими, своими, внутренними предпринимателями. Но если говорить о количестве нарушений в целом, их очень много, потому что это касается всех этих цепочек.
Что бы мы хотели предложить в качестве мер? Первое, что касается таких долгосрочных мер, - это биржа...
В.В.Путин: Секундочку! Извините, что перебиваю. Прежде всего всё-таки я хочу для себя уяснить: Вы считаете, что было повышение определённое, и пока никакого снижения Вы не наблюдаете?
И.Ю.Артемьев: Мы пока не наблюдаем. Учитывая то, что объявление о запрете экспорта, конечно, должно было повлиять положительным образом на стабилизацию цен внутри России, мы ожидаем этого как экономической тенденции. Но пока не видим, потому что мы получим данные с пятидневным опозданием. Но мы немедленно Вам об этом доложим. Надежда есть.
В.В.Путин: Понятно. Теперь по мерам, пожалуйста.
И.Ю.Артемьев: По мерам. Конечно же, против посредников, против необоснованного завышения цен компаниями-монополистами (они у нас везде!) - молокозаводами, элеваторами, хлебозаводами, которые занимают доминирующее положение на рынке. Поэтому мы сейчас практически в режиме онлайн все эти компании берём под контроль и смотрим, что у них происходит с ростом цен. Задача очень простая - сбить этот необоснованный ажиотаж.
В.В.Путин: Какие меры Вы можете применять к тем, кто необоснованно взвинчивает цены?
И.Ю.Артемьев: Слава богу, штрафы уже большие. Это от 1 до 15% годового оборота компании. Собственно, их мы и будем применять. Потому что законодательство не просто говорит, что мы можем их применять, - мы просто обязаны их применять, если находим монопольно высокую цену. Если сегодня мы говорим всего лишь о десятке возбуждённых дел в упомянутых областях, то на самом деле таких дел будет возбуждено значительно больше.
В.В.Путин: Нужно, чтобы недобросовестные участники рынка понимали, что им лучше действовать в рамках действующего законодательства, иначе их потери от применения штрафных санкций могут многократно превысить тот выигрыш, который они пытаются получить, используя спекулятивные инструменты.
И.Ю.Артемьев: Безусловно, Владимир Владимирович. А если ещё будет сговор отдельных компаний друг с другом, то это уже предмет уголовного законодательства, и в данном случае мы работаем и с МВД, и со Следственным комитетом прокуратуры. Такие факты, к сожалению, чуть раньше, до этого последнего пика, мы наблюдали в продовольственной сфере, поэтому эта отрасль тоже должна это понимать.
В.В.Путин: Я очень надеюсь на то, что служба будет действовать последовательно и будет защищать интересы потребителя...
И.Ю.Артемьев: В каждом регионе у нас есть наши подразделения и все работают на эту идею, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: ...Производителей продовольствия приходится защищать от нефтяников, а самим - защищаться от производителей продовольствия.
И.Ю.Артемьев: К сожалению. Существует специальная программа, которая разработана по поручению Правительства, - cельхозпроизводители получают нефтепродукты на 10% дешевле. Эта программа реально сегодня работает, Владимир Владимирович. Вместе с тем мировые цены в последнее время стабилизировались. Это привело к определённой стабилизации цен на внутреннем рынке. Тем не менее мы считаем, что расчёт цены должен быть по соответствующим формулам - это наша позиция. Мы очень хотели бы, чтобы нашу позицию либо опровергли наши экономические ведомства в Правительстве, либо поддержали. Мы считаем, что всё равно внутренние цены завышены на 15-20%. И это влияет абсолютно на всё - и на авиационные перевозки, и на сельское хозяйство, и на строительство. Абсолютно на всё! Так складывалось годами, Владимир Владимирович. Но если говорить о том, что происходит в течение этого года, то сейчас эти цены достаточно стабильны. Мы ведём на сегодняшний день порядка 50 судебных процессов против нефтяных компаний. Это, естественно, вызывает у них соответствующую реакцию, но, думаю, что это является важным фактором в удержании этих цен.
В.В.Путин: Правильно. Ну и тогда уж скажите несколько слов и по третьей наиболее важной группе - это лекарственные препараты.
И.Ю.Артемьев: По лекарствам у нас есть одна тревожная тенденция. Я думаю, что нужно сейчас посмотреть на последнее постановление Правительства, которое обязало производителей регистрировать лекарственные группы в Росздравнадзоре. Там прописано следующее: трейдеры получают торговую надбавку от цены зарегистрированного лекарства. И когда мы провели контрольные мероприятия, у нас получилось, что трейдерам и самим производителям интереснее, чем дороже зарегистрируешь препарат, тем больше потом по всей цепочке получат дилеры, продавцы в магазинах и так далее. Получается очень нежелательная обратная связь. Чем дороже ты регистрируешь лекарство - а цены часто берут просто с потолка, - тем больше у тебя шансов продать в общей сети, потому что в этом заинтересованы продавцы. Более того, из-за этого может вымываться более дешевый ассортимент. Мы сейчас проверяем - и с аппаратом Правительства работаем, и с органами надзора, - не вымывается ли благодаря вот этой неточности дешёвый ассортимент и почему компании регистрируют одни и те же препараты с разницей по цене иногда в 12-20 раз.
В.В.Путин: Игорь Юрьевич, это очень важно - то, что Вы сейчас сказали. Нужно этот анализ провести незамедлительно, и по его результатам сделайте предложения по совершенствованию системы.
Дополнительные материалы по теме