Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы с вами сегодня проводим очередное заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Продолжаем работу по выявлению и поддержке точек инновационного роста в российской экономике.
Так сложилось, что сегодня государство контролирует у нас значительную долю реального сектора промышленности и инфраструктурных отраслей. Это известная всем, всему миру компания «Газпром», в стенах научного центра которой мы сегодня и находимся. Это сетевые компании МРСК, ФСК, «Транснефть», «Российские железные дороги» и другие. Наконец, это госкорпорация «Ростехнологии», многочисленные предприятия оборонно-промышленного комплекса, атомного комплекса, авиа- и судостроения, ракетно-космической отрасли - всего примерно 55 компаний. К их работе Правительство вправе предъявлять особые требования.
Мы рассчитываем, что крупный бизнес сможет стать одним из моторов модернизации и повышения технологического уровня отечественной экономики.
Во-первых, внедрение инноваций необходимо самим компаниям. Практически все они работают в жёсткой конкурентной среде как внутри страны, так и тем более за рубежом. А значит, либо должны модернизироваться и стать лучше своих конкурентов, либо рано или поздно уступить им своё место. Вот сейчас мы на стенде смотрели наши достижения - их много. Я спросил у коллег: как по цене? Пока уступаем немного западным конкурентам. Если уступаем - значит, на мировой рынок уже будет выйти сложно. И так-то сложно, - вы лучше, чем кто-либо другой знаете, - и так создают массу препятствий абсолютно нерыночного характера. А если мы еще где-то уступать будем, то не победим. А должны!
Подчеркну: сегодня растущее давление конкуренции испытывают даже те компании, которые формально считаются монополистами в своих секторах экономики.
Во-вторых, государство - не только собственник, но часто и крупнейший потребитель товаров и услуг, например в сфере вооружений или военной техники. И, соответственно, следует добиваться, чтобы закупаемая за бюджетные средства техника отвечала самым современным стандартам и была приемлемой по цене.
Третье. Мы рассчитываем, что естественные монополии и компании с госучастием создадут серьёзный спрос на инновационный продукт в частном секторе, дадут заказы университетам и научным организациям на разработку новейших технологий и тем самым помогут формировать рынок высокотехнологичной продукции в России. Например, только «Газпром» ежегодно тратит на науку и новые разработки более 7 млрд рублей, а Росатом - более 6 млрд рублей.
Поэтому на государственном уровне, в рамках Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, было принято решение сформировать программы инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием.
Естественно, что они должны быть глубоко интегрированы в их бизнес-стратегию. Необходимо разработать конкретные показатели по ключевым направлениям, а эти ключевые направления, соответственно, - и мы это хорошо знаем, их можно назвать много - это энергосбережение, повышение производительности труда, снижение вредного воздействия на экологию. Главное - обеспечить выпуск высококонкурентной продукции и достижение технологического лидерства в своих областях.
Недостаточно просто копировать чужой опыт либо чужие образцы, так мы всегда будем отставать. Нужно выдавать новые продукты и выходить на совершенно новый уровень. Параллельно необходимо оптимизировать управление инновационными процессами в компаниях, а также увязать оплату труда их руководителей и ключевых менеджеров с достижениями конечных результатов инновационного развития.
И чтобы эта работа «не ушла в песок», чтобы программы не превратились в очередное формальное наблюдение за происходящими процессами, со следующего года на заседаниях Правительственной комиссии мы будем регулярно заслушивать отчёты отдельных компаний о ходе выполнения этих задач.
Давайте приступим к работе.
* * *
Перед заседанием Комиссии В.В.Путин ознакомился с выставкой «Инновации в крупнейших госкомпаниях».