Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Григорий Иосифович, Россия - третья в мире по измерительным возможностям. Что это означает для нас на практике? И потом - по проблемам стандартизации, по энергоэффективности приборов, по медицинской технике и так далее. По бензинам, я знаю, Вы готовите сейчас, по дизельке... Пожалуйста.
Г.И.Элькин: По бензинам мы фактически завершили блок стандартов, который приводит наши нормативы к нормальным международным требованиям, и все эти стандарты являются основой для технического регламента по бензину. Я надеюсь, что в результате это будет влиять на то, что у нас на рынке ситуация будет постепенно улучшаться.
В.В.Путин: Вот объясните, пожалуйста, как она будет улучшаться, и не приведет ли это к каким-либо изменениям, от которых пострадают потребители?
Г.И.Элькин: Я думаю, что для потребителей это, наоборот, будет позитивной тенденцией. У нас технический регламент поэтапно, все больше и больше, вводит жесткие требования - Евро-1, Евро-2, Евро-3.
В.В.Путин: Объясните, почему для потребителей это - благо?
Г.И.Элькин: Потому что двигатели у машин становятся все лучше и лучше, все требовательнее и многие автомобилисты страдают оттого, что зачастую у нас на заправках продается бензин низкого качества.
В.В.Путин: То есть производители нефтепродуктов, в частности бензинов, будут вынуждены повышать качество этого продукта.
Г.И.Элькин: Безусловно. Я хочу сказать, что, когда вводился технический регламент о безопасности выхлопов у автомобилей, наши автомобилисты уже привели двигатели к... Мы вводили еще уровень Евро-2, уже вступает уровень Евро-3. То есть, это двигатели, которые требуют бензин определенного качества. Поэтому крайне важно было такую нормативную базу ввести.
В.В.Путин: А по дизельке?
Г.И.Элькин: По дизельке тоже. Причем по дизелям был самый первый стандарт. Вместе с «ЛУКОЙЛом» разработали стандарт, гармонизированный с европейским.
В.В.Путин: По медицинским приборам?
Г.И.Элькин: По медицинским приборам у нас достаточное количество метрологических стандартов, которые в результате приводят к тому, что в стране действует система поверки медицинских приборов. Закон о единстве измерений требует проверки особо важных измерительных систем. Перечень таких измерительных приборов и систем утверждается нормативно-правовыми актами для того, чтобы не было попыток заходить за рамки там, где не надо проверять. И вот эти метрологические стандарты обеспечивают, в том числе работу медицинской техники. В данном случае у нас достаточно современные стандарты. Кроме этого мы еще разработали целый блок стандартов, которые не связаны с приборами. Это стандарты, гармонизированные со стандартами ISO (ИСО) и рассчитанные на информатизацию учреждений здравоохранения. Это и унифицированные карты больного, и интерфейсы обмена информацией между лечебными учреждениями. И вот этот целый блок стандартов разработан. Разработка продолжается, и еще раз хочу подчеркнуть, что они гармонизированы с международными стандартами. Начиная большие работы по информатизации, безусловно, нужно опираться на международный опыт. Я думаю, что этот блок стандартов будет востребован в ближайшее время.
В.В.Путин: Одна из центральных задач, которые мы решаем, - это повышение энергоэффективности. В этой связи стандарты соответствующих технических средств так же важны.
Г.И.Элькин: В прошлом году мы разработали программу стандартизации в области энергоэффективности. Программа содержит более 700 тем. Это - начиная от возобновляемых источников энергии и заканчивая самыми простыми мерами. Вот я покажу Вам, например, марку, которая широко используется в мире: и в Европе, и в Соединенных Штатах. Эта марка тоже определяется стандартом. У нас пока такой марки не существует, несмотря на то, что Правительство выпустило уже постановление об общих принципах маркирования продукции и требует определенных показателей в документации к продуктам. Это (показывает марку) - пример марки, которая распространяется на стиральные машины, на сушильные машины. Она очень понятна, смотрите: здесь она на английском языке, но она фактически инвариантна к языку. То есть она достаточно ясна...
В.В.Путин: Здесь она на немецком языке... Хотя английский - тоже неплохой язык.
Г.И.Элькин: Она в Германии - на немецком языке, в Америке - на английском языке, но форма у нее унифицирована. И потребитель имеет возможность ориентироваться на это. Хочу сказать, что к этому постановлению Правительства, для того чтобы оно заработало, мы предполагаем разработать и ввести в первом квартале следующего года 16 стандартов на разные группы техники. Причем 8 стандартов определяют требования к энергоэффективности и принципы маркирования. Но нужны еще и методы, как определять это. Эти методы должны быть тоже гармонизированы. И вторые 8 стандартов - это как раз методы определения показателей энергоэффективности. Методы испытаний, методики определения...
В.В.Путин: Хорошо. Но мы начали все-таки с того почетного 3-го места, которое Россия занимает по измерительным возможностям. Что это означает на практике? И куда мы здесь должны двигаться?
Г.И.Элькин: На практике это означает, что государство поддерживает эталонную базу, которая по результатам международных сличений, проводимым Международным бюро мер и весов, по количеству тех измерений, которые мы можем делать, находится на 3-м месте после США и Германии. Однако, безусловно, в промышленности у нас рабочие средства измерения еще далеки от идеала. Но, тем не менее по мере появления в промышленности средств измерения более высокого уровня, мы имеем возможность обеспечивать их поверку, калибровку и поддерживать их в надлежащем состоянии. Для этого государство и поддерживает государственные первичные эталоны, которые находятся в институтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В.В.Путин: Здесь перед нами какие задачи стоят? Есть ли какие-либо вопросы, которые Вы считаете необходимым поставить и решать, для того чтобы поддерживать существующий уровень, не снижать его?
Г.И.Элькин: Я думаю, что сейчас мы имеем достаточные возможности. Государство в значительной степени увеличило финансирование средств измерения. Сейчас больших проблем я не вижу, скорее, вижу проблемы в области стандартизации, нежели в метрологии. В метрологии мы эту вертикаль способны поддерживать на очень высоком уровне, а в стандартизации проблема заключается в том, что мы 90% стандартов фактически разрабатываем за государственный счет. Это полностью противоречит тем тенденциям, которые в стандартизации в мире происходят. В мире бизнес, промышленность активно участвуют в процессах стандартизации. И их интересы лоббируют за счет разработки, в первую очередь, международных стандартов. Я приведу пример. Мы не так активны, несмотря на то, что президентом ISO в начале этого года избран представитель Российской Федерации. Я думаю, что это очень почетно для России и нужно это использовать. Но, тем не менее в некоторых аспектах мы активны. Например, все сейчас говорят о биометрических паспортах и о биометрической идентификации. Но мало кто знает, что фактически это наша команда во многом двигает все международные стандарты в этой области. Команда базируется в Бауманском институте. Причем российские стандарты мы принимаем даже раньше, чем появляются международные стандарты. Это очень хороший пример, когда можно было бы лоббировать интересы нашей промышленности. Если бы мы к этому моменту, имея знания, имели бы уже задел в оборудовании, то, безусловно, это оборудование занимало бы место на международном рынке.
В.В.Путин: Это используется и как инструмент конкурентной борьбы. Кстати, стандарты по шумам для самолетов, когда нашу технику стараются «прижать», не пускать....
Г.И.Элькин: Хороший пример, отличный пример...
В.В.Путин: И то же самое по автомобильной технике, по автобусам и так далее.