Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Слушаю Вас.
Ю.Б.Евкуров: Сегодня коротко по обстановке. Надо сказать, ФСБ, МВД и федеральные структуры провели большую работу. И существенно, довольно резко, так будем говорить, снизили у нас преступность. Особенно по тяжким, особо тяжким преступлениям, если опираться на статистику прокуратуры. И конечно, хотелось бы, чтобы эти операции по устранению отдельных бандформирований были последними.
В.В.Путин: Да-да, я слышал.
Ю.Б.Евкуров: Если говорить в целом о состоянии экономики, то сейчас начали по федеральным целевым программам частично поступать деньги.
В.В.Путин: Сколько к вам денег уже пришло?
Ю.Б.Евкуров: Должно быть 11 млрд рублей. Уже пришло 258 млн по линии ЖКХ. В конце июля-начале августа должны уже прийти деньги и по линии Минрегионразвития, и Министерства образования, и Министерства сельского хозяйства. То есть деньги мы все планируем. Пока серьезных срывов нет, единственное - есть вопросы по документации.
В.В.Путин: Да, я уже тоже говорил об этом на нашем общем мероприятии. Я коллегам подскажу, чтобы они помогли вам своевременно и качественно подготовить эти документы, потому что без них тоже двигаться невозможно.
Ю.Б.Евкуров: Конечно. Проблема в чем была? В прошлом году мы просили документально, но денег не было. К нам они только начали поступать. В этом году выделено 318 млн рублей именно на документацию, на все ФЦП.
В.В.Путин: Что в программе стоит на первых позициях?
Ю.Б.Евкуров: На первых позициях промышленное производство. Мы делаем инфраструктуру, площадки, чтобы они инвесторам могли отойти.
В.В.Путин: То есть на подготовку площадок, для того чтобы там создавать предприятия?
Ю.Б.Евкуров: Да. И плюс подготовка документации больницы, которую там необходимо построить, школы, объекты Министерства сельского хозяйства.
В.В.Путин: Я посмотрел на проблему, которую женщина обозначила.
Ю.Б.Евкуров: Перинатальный центр.
В.В.Путин: Да, по перинатальному центру. Это недешевый проект: свыше 2 млрд рублей еще нужно. Надо прикинуть, конечно, по потребностям региона самого, города, окрестностей. Надо все это взвесить, может быть, немножко проект скорректировать.
А вообще, я посмотрел с интересом на предложения религиозных лидеров повысить калым.
Ю.Б.Евкуров: Калым, да.
В.В.Путин: С 12,5 тыс. до 30 тыс. рублей - как было отмечено, в связи инфляцией.
Ю.Б.Евкуров: Инфляцией, да.
В.В.Путин: Обращаю Ваше внимание, что инфляция в Российской Федерации предусматривается на уровне шести с небольшим процентов по году. Так что, если с 12,5 тыс. повышать калым до 30 тыс. - это больше, чем инфляционные ожидания. Не нужно порождать инфляционных ожиданий. А вообще-то, если говорить откровенно, калым - это даже не совсем исламская традиция. С этим еще нужно внимательно разобраться.
Ю.Б.Евкуров: Да, но здесь-то вопрос... Хорошо, что мы эту мусульманскую конференцию провели. Такой в последние пять лет не было. Мы здесь хорошие вопросы обсудили. И о повышении калыма сами жители решили - не то что мы приняли решение. И потом, надо понимать, что этот калым не дяде в карман идет, а для семьи - невесту одевают, обувают, ребенку что-то покупают.
В.В.Путин: Понятно. Для семей, у которых девочки в семье, это, наверное, большой плюс. Это средство для поддержки молодых семей.
Ю.Б.Евкуров: Там главное, что мы подняли вопрос кровной мести. Мы с позапрошлого года примирили 150 семей. Была проведена очень большая и кропотливая работа в этом плане.
Сейчас мы ставку подняли до 1 млн рублей, потому что умышленное убийство - это вопросы последствий. Но они совершались. И ставка там была совершенно мизерная - 100 тыс. рублей. Сейчас, когда подняли, люди, конечно, задумываются, прежде чем совершать преступление.
И еще. Когда человек умышленно что-то совершает, семья не ограждает в последующем. То есть это тоже воспитательная практика, профилактика.
В.В.Путин: Лучше, конечно, уходить от всех этих...
Ю.Б.Евкуров: Было бы желательно. Мы обсуждаем, чтобы не противоречить законодательству...
В.В.Путин: Нужно переходить на современное урегулирование отношений и лучше вообще не доводить до совершения правонарушений подобного рода.
Ю.Б.Евкуров: Конечно, мы на этом стоим и хотим, чтобы это все решалось согласно законодательству. Опять же мы понимаем, что на сегодняшний момент мы это не остановим.
В.В.Путин: А что, действительно сокращается рождаемость в Ингушетии?
Ю.Б.Евкуров: Нет, наоборот - увеличивается рождаемость. Это женщина озвучивала пятилетний анализ смертности, но при этом увеличилась рождаемость.
В.В.Путин: Рождаемость увеличивается, и прирост населения очевидный. Она неточно, видимо, сформулировала. Но смертность высокая.
Ю.Б.Евкуров: Она сделала акцент именно на смертности.
В.В.Путин: Смертность высокая - это правда.
Ю.Б.Евкуров: И по перинатальному центру, Владимир Владимирович. Мы проговаривали этот вопрос, нам нужно 1 млрд 135 млн рублей.
В.В.Путин: Это на перинатальный центр?
Ю.Б.Евкуров: Да, на перинатальный центр. Это раз. Второе. Мы проговаривали с Министерством здравоохранения, что мы не претендуем на такой большой объем. Но хотя бы сделать такой объем, чтобы мы могли бы своих детей спокойно растить. Многие в министерствах забывают (это понятно, они не должны постоянно думать про Ингушетию), что в Ингушетии нет инфраструктуры, которая есть в любом субъекте, потому что ее там быть не может.
В.В.Путин: Посмотрим обязательно.