Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Давайте начнем с проблем охраны памятников культуры. У нас в последнее время была развернута большая дискуссия. Собственно, она еще не прекратилась - выстраивание работы между федеральным центром и регионами. Как сейчас на практике складывается ситуация?
А.В.Кибовский: В начале своего доклада я бы хотел вернуться на полтора года назад, когда 13 октября 2008 года на Президиуме Правительства Вы подвергли жесткой критике ситуацию в области охраны памятников. И тогда же федеральный закон об охране объектов культурного наследия был назван самым провальным с точки зрения его реализации, потому что за шесть лет не было принято ни одного подзаконного акта. Во многом это стало причиной тех проблем, о которых Вы говорите. И тогда же нам была поставлена приоритетная задача эту ситуацию в 2009 году изменить.
В течение 2009 года нами подготовлено и принято 15 нормативных правовых актов в этой сфере, таким образом, правовой каркас в этой области создан. Более того, нами приняты такие ключевые документы, как Положение о государственной историко-культурной экспертизе; Положение о государственном контроле в области охраны памятников; новая форма паспорта объекта культурного наследия; положения в едином реестре и целый пакет документов, который позволяет запустить в работу реальную механику этого закона.
Решен наконец застаревший вопрос по субвенциям, потому что с 1 января 2008 года все федеральные полномочия были переданы напрямую регионам. За федеральным центром оставлены только полномочия, связанные с административными и нормативно-правовыми процедурами, но это решение тогда не было подкреплено субвенциями. Таким образом, получился правовой вакуум, в котором, собственно, памятники никто и не охранял.
С этого года у нас выделены регионам 267 млн рублей субвенций. Все деньги до регионов вовремя доведены, работа началась. Мы начали получать отчеты. То есть вот эту вертикаль управления, которую мы, было, потеряли в 2008 году, к сегодняшнему дню полностью восстановили. Надеемся, что все шероховатости в этом году мы окончательно устраним и со следующего года всё у нас будет действовать уже в нормальном рабочем режиме.
Поэтому эту проблему с регионами я считаю сегодня решенной. Все необходимые отчеты, документацию по деньгам мы сегодня с регионами отрабатываем, и, полагаю, что в бюджет следующего года все требуемые корректировки по субвенциям будут вовремя внесены.
В.В.Путин: В самих-то регионах как это будет работать, по Вашей оценке, - по содержанию, использованию?
А.В.Кибовский: Очень разно, потому что дела у нас как бы общие, и права у всех одинаковые. Но там, где лично губернатор внимательно относится к охране памятников, - там есть результат. А вот где, к сожалению, нерадивое отношение, там соответственно и вся остальная власть, какие бы полномочия мы ни давали, она их будет обращать не во благо памятников, а, к сожалению, во вред. Это мы тоже видим.
Но мы стали сейчас очень жестко на эти факты реагировать. У нас есть хорошее взаимодействие с Генеральной прокуратурой. Более того, в прошлом году, в конце года, нами вместе с Генпрокуратурой внесены поправки в наш знаменитый закон 294-ФЗ, в котором угроза повреждения памятника является основанием для внеплановой проверки.
Вы очень жестко ставите задачу - чтобы как можно меньше было таких проверок, но в данном случае - и это было поддержано законодателями в том числе - такие факты не должны оставаться без оперативного реагирования со стороны органов охраны памятников.
И хотя полномочия мы отдали в регионы, мы с себя ответственности не снимаем, и в прошлом году нами произведено более тысячи проверок по конкретным фактам, по конкретным случаям - с составлением протоколов, заведением административных дел и передачей материалов в соответствующие органы.
В.В.Путин: Хорошо.