Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день. Игорь Юрьевич, скоро юбилей антимонопольного ведомства.
И.Ю.Артемьев: 20 лет.
В.В.Путин: Мы за последнее время немало сделали в плане укрепления и самого ведомства, и его правовой базы, на которой оно работает.
Принято два пакета антимонопольного законодательства. Первый - уже достаточно давно, время прошло, чтобы оценить, как эти законы работают. Второй, правда, недавно, но, тем не менее, это тоже очень важная составляющая всей деятельности по этому направлению.
И соответствующая реакция, мне кажется, тоже должна быть. Во всяком случае, международные организации отмечают это тоже положительно, это признак неплохой. Но нам нужно, чтобы на практике все это работало.
Я бы хотел обсудить с Вами несколько практических вопросов. В последнее время в связи с постепенным выходом из кризиса наблюдаются и параллельные тенденции, связанные с непонятным, на мой взгляд, желанием в некоторых отраслях резко повысить стоимость производимой продукции.
Понятно, что могут расти издержки. Понятно, что ситуация в экономике складывается иначе. Но это совсем не повод для того, чтобы совершать резкие скачки по ценообразованию. Вы понимаете и знаете, о чем идет речь - мы с Вами говорили недавно. Например, анонсированная возможность поднятия цен на металлургическую продукцию. Надо с коллегами, с представителями бизнеса этот вопрос самым серьезным образом обсудить. Посмотреть на реалии, на структуру ценообразования, на другие компоненты, которые влияют на этот процесс.
И.Ю.Артемьев: Владимир Владимирович, спасибо большое за возможность этой встречи. Если касаться практических вопросов, то мы видим, что в двух направлениях развиваются эти неприятные тенденции. В ряде отраслей происходит стремительный рост цен. Сейчас Вы обратили внимание на металлургический комплекс.
Мы постоянно ведем мониторинг в этом направлении. На прошлой неделе уже возбуждено антимонопольное расследование и дело по монопольно высокой цене против компании «ЕвразХолдинг». И мы всю цепочку сейчас исследуем, начиная от железорудного сырья, железорудных окатышей, коксующегося угля, металла, проката и до всех готовых изделий абсолютно.
Что беспокоит, это то, что в обоснование берется совершенно неадекватная оценка мирового рынка и тенденций. Соответственно, раздуваются издержки, раздуваются входные затраты. Очень часто система торговли осуществляется через посредников, так называемые «торговые дома».
Мы сейчас внимательно их исследуем в системе металлургического комплекса. Очень часто продают уже готовый товар, который можно купить с завода, с наценкой в 20-30% и так далее.
И то же самое в некоторых случаях касается экспортных операций.
Вторая тенденция, которая нас беспокоит. Несмотря на то, что уже казалось бы ясно было сказано Вами на всех уровнях: об административных барьерах, о том, что чиновники потворствуют с помощью преференций отдельным компаниям, - это все продолжается.
И, конечно, здесь очень важный момент: в какой степени государство готово все больше администрировать процесс, противопоставляя силе вот этого торможения свою собственную силу. В этом смысле вопросы, связанные с административным обжалованием, когда можно обратиться, например, в строительстве или в каких-то других, серьезных, очень важных для государства инвестиционных проектах, в государственную организацию, которая, со своей стороны, своей силой, всей силой закона, заставит того или иного чиновника отказаться от этого барьера. Вовремя, в сроки, установленные законодательством, исполнить свою функцию. В противном случае он должен быть оштрафован, потому что тормозит общее развитие страны, экономики и так далее.
Вот эта тема - наряду с административной реформой, которой Вы уделяете большое внимание. Постоянно выходят Ваши распоряжения по снятию этих барьеров, которые исполняются. Очень важно, чтобы те, кто возводят новые или не снимают прежние, как им было указано, - они были оштрафованы. И чтобы со стороны государства такая практика была бы признана недобросовестной и они были бы осуждены.
Что касается рынков, то мы вместе с Министерством экономики во всех отношениях вроде наладили мониторинг. В отношении основных проблемных рынков, - их три, они на непременной основе нами наблюдаются. Это нефтепродукты, лекарственные средства и продукты питания. То есть три самые социальные, важные проблемы для нас. И по каждой из них у нас есть не только рекомендации, но и возбужденные дела - и в регионах, и на уровне центрального аппарата.
И что касается уже даты, двадцатилетия. Спасибо большое, что Вы об этом вспомнили, нам очень приятно. Мы хотим сказать, чтобы в эти дни, конечно, не столько про Федеральную антимонопольную службу, сколько про Россию, в связи с законодательством, было, действительно, сказано очень много хороших слов. И сегодня мы, как часть Правительства, занимающаяся этой функцией, занимаем 30-е место в мире примерно из 120-ти юрисдикций.
При этом, если говорить о рекомендациях, которые нам дает OECD (ОЭСР, Организация экономического сотрудничества и развития, Organization for Economic Co-operation and Development), - а нам была предоставлена честь первым начать процесс вступления в организацию, - там вообще не только не выявлено никаких противоречий между практиками, которые есть у Российской Федерации и у других стран, а, напротив, нас включили в постоянный комитет, что-то примерно по типу «Большой восьмерки», только на макроуровне, в нашей отрасли.
И мы теперь постоянно там заседаем, работаем. Это тоже дань уважения нашей стране. И, собственно, по этим рекомендациям и по тому, что Вы сказали, для того чтобы лучше снимать эти барьеры и вместе с прокуратурой привлекать к ответственности тех, кто этой цели, свободному предпринимательству, со стороны чиновничества препятствует - мы должны были сделать так называемый третий антимонопольный пакет. И мы его сделали. Сейчас он проходит завершение согласования на уровне Игоря Ивановича Шувалова, в Министерстве экономики.
И моя просьба, Владимир Владимирович, связана с тем, что может где-то в июле, если у Вас найдется такая возможность, уделить этому внимание, потому что это уже в какой-то степени и наши международные обязательства, и они соответствуют интересам России.
А, во-вторых, это способ более эффективной борьбы. За последние годы мы все-таки чему-то научились и нам нужно этот вопрос довести до такого состояния, чтобы уже никаких препятствий, крючков, попыток этих мошенников сбежать куда-то или чтобы они остались безнаказанными, не было.
В.В.Путин: Хорошо. Обязательно рассмотрим. Если вы будете готовы в июле - значит, в июле это сделаем. Хорошо, что и оценки, - как Вы сказали, и я тоже упомянул об этом, - международных организаций положительные. Но еще важнее, чтобы вся ваша деятельность положительным образом отражалась на экономике России, чтобы граждане это чувствовали. В этой связи, конечно же, - работать по всем направлениям и снимать административные барьеры. Работать и с представителями власти, и с представителями бизнеса.
И.Ю.Артемьев: Конечно.
В.В.Путин: Все должны чувствовать свою ответственность перед страной.