Вступительное слово В.В.Путина:
На этой встрече, уважаемые коллеги, поговорим об одной из вечных проблем России - проблеме строительства и содержания автомобильных дорог.
Безусловно, в этой сфере кое-что сделано за последнее время. Так, за последние 4 года было открыто движение по 20, точнее даже по 21 крупному мосту через крупнейшие реки Европейской части страны и Сибири.
Напомню, что их сооружение, во всяком случае 20 объектов, начиналось ещё в советское время, а потом было попросту заморожено. Это были замороженные деньги. Это были проблемы не решенные для экономики в целом. И, наконец, это создавало трудности для людей. Эти долги закрыты.
И в целом за 2009 год удалось построить более 3000 км федеральных и региональных дорог, что на 30% больше, чем в успешный 2008 год. В том числе был введен в эксплуатацию и такой крупный объект, как объездная дорога в районе Сочи, которая существенно улучшит экологическую и транспортную ситуацию в регионе.
В планах на 2010 год закончить ещё один «долгострой». Открыть сквозное движение по автодороге «Чита - Хабаровск». И тем самым, по сути, завершить формирование единой дорожной сети страны. Можно будет проехать от Мурманска до Владивостока по шоссейным дорогам, по земле.
Также намечено продолжить строительство и реконструкцию кольцевой дороги в Санкт-Петербурге, федеральной трассы «Дон», транспортной инфраструктуры Владивостока и ряда других важнейших объектов.
И тем не менее - сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере.
Конечно, они существовали и раньше, однако экономический кризис их усугубляет. Некоторые проблемы встают особенно остро.
Во-первых, это явно недостаточные объемы ремонта существующих трасс, что крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на безопасности дорожного движения. И, конечно, однажды сэкономив на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги. Кстати говоря, это касается и федеральных трасс, и трасс регионального значения.
Второе. До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства.
Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики.
Более того, я проезжал по некоторым совсем новым трассам - их уже ремонтировать пора. Я Игорю Евгеньевичу (Левитину) скажу об этом. Скажу о том, что я видел.
Неоднократно поднимался вопрос о внедрении так называемых договоров «полного цикла» - когда подрядчик не только строит дорогу, но и в течение длительного срока практически на время всей эксплуатации эксплуатирует ее, ремонтирует.
Пока необходимые изменения в законодательство не внесены.
Также слишком медленно идут обновление нормативной базы и внедрение электронных торгов при распределении подрядов и заказов на дорожное строительство.
И, наконец, у нас фактически отсутствует механизм, который гарантировал бы стабильность и предсказуемость финансирования строительства дорог. Хотя очевидно, что успешная реализация таких затратных, капиталоемких проектов невозможна, если объем выделяемых ресурсов может в любой момент измениться.
То есть, нужно более четко определиться с бюджетными и с частными источниками финансирования инфраструктуры. Причем речь как о финансировании крупных, стратегических строек, так и о выполнении наших текущих обязательств по ремонту.
У Министерства транспорта есть ряд предложений по решению этих проблем.
Давайте начнем работать.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Что касается вопроса строительства дорог, их ремонта. Могу вас проинформировать - мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству, ремонту дорог по типу Инвестфонда, в котором будут аккумулироваться минимальные средства для строительства и поддержания в нормальном состоянии дорожной сети страны. Такое же право будет предоставлено и субъектам Российской Федерации.