Вступительное слово В.В.Путина:
Страшная трагедия унесла жизни десятков горняков и горноспасателей. И вначале я прошу почтить их память. Спасибо.
Прежде всего, выражаю искренние соболезнования родным, близким погибших. Нужно сделать все, чтобы поддержать семьи, в которые пришла беда. Подчеркну - это задача и для федеральных и для региональных властей. Конечно, это обязанность собственников. Они тоже должны понимать и чувствовать свою ответственность.
Необходимо поддержать и пострадавших, раненых, которые находятся в больницах и здесь, и в Москве. Сделать все для того, чтобы они восстановили здоровье.
Уже принято решение выделить из резервного фонда Правительства Российской Федерации по 1 млн рублей семьям погибших и от 200 до 400 тысяч рублей пострадавшим. Решены вопросы по оказанию медицинской, психологической помощи и пострадавшим, и близким погибших.
Раненые, которые находятся в наиболее тяжелом состоянии, перевезены на лечение в ведущие клиники Москвы.
Прошу сегодня отдельно доложить: какие меры поддержки будут оказаны со стороны администрации Кемеровской области, со стороны владельцев шахты. Обращаю особое внимание: помощь должна быть адресной и не должна ограничиваться лишь единовременными выплатами.
Надо решить все вопросы с жильем для нуждающихся семей, с организацией отдыха детей, с их дальнейшим образованием, учебой. Если есть необходимость - нужно помочь с трудоустройством членам семей, которые потеряли кормильца.
Я еще раз хочу вернуться к проблеме жилья. Хочу подчеркнуть еще раз: это - один из самых острых вопросов, самых сложных. И нужно все здесь взять под контроль. Нужно посмотреть на проблемы с выплатой различных ссуд, ипотечных кредитов, если кто-то из семей такие кредиты, такие ссуды взял. И оперативно решать эти вопросы. Прежде всего, как я сказал, жилищные. Никто не должен быть забыт и обойден нашим вниманием. Никто.
Нужно помочь семьям шахтеров и горноспасателей. Этот вопрос должен быть под нашим постоянным контролем.
Мы договорились с губернатором о том, что работа будет проводиться индивидуально с каждой семьей погибшего. И я прошу вас организовать такие встречи. С каждой семьей. У вас люди специально выделены для этого. Чтобы все здесь прошло без сбоев.
Нужно сейчас продолжить меры по организации спасательных работ, восстановлению энергоснабжения, вентиляции шахты. Сюда подтянуты необходимые техника и спасательные отряды из других регионов России: Ростова, Москвы, Новосибирска, Томска и Хакасии.
Я только что встречался с родственниками погибших, и ими поставлен ряд вопросов. На эти вопросы должны быть даны ответы. Это нужно не только родственникам погибших шахтеров и горноспасателей, это нужно всем нам.
Поручаю провести самое детальное расследование обстоятельств аварии. Ситуацию на шахте, действия конкретных должностных лиц - надо все это изучить самым тщательным образом. Мы должны знать: что привело к такому большому числу жертв, к столь масштабной трагедии. Как соблюдалась технология угледобычи, как работала контрольная аппаратура, какие меры предпринимали руководители шахты «Распадской» для повышения ее надежности.
В каком техническом состоянии находились индивидуальные средства спасения и находятся сейчас. Как были организованы спасательные работы. Как действовали надзорные службы, призванные обеспечить безопасность эксплуатации шахты.
Все это должно быть подвергнуто самому пристальному и самому тщательному анализу. А на основании этого сделаны адекватные выводы. Подчеркну: не только применительно к шахте «Распадская», но и в отношении всей угледобывающей отрасли. Да и вообще всех предприятий с потенциально опасным производственным циклом. Еще раз обращаю внимание на необходимость подготовки системных решений, призванных исключить повторение подобных трагедий.
Давайте начнем работать. Слово Виктору Алексеевичу Зубкову, главе комиссии.
В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания. По вашему поручению, была образована Правительственная комиссия по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших, а также содействию в ликвидации последствий указанного чрезвычайного происшествия.
В нее вошли: я, как председатель комиссии; Шойгу - Министр гражданской обороны; Шматко - Министр энергетики; Басаргин - Министр регионального развития; Голикова Татьяна Алексеевна - Министр здравоохранения и социального развития; Трутнев - Министр природных ресурсов и экологии, Цаликов - первый заместитель Министра по делам гражданской обороны; Кутьин - руководитель Ростехнадзора; Элькин - руководитель федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; Новак - замминистра финансов; Тулеев - губернатор Кемеровской области; Рыжков и Соколов - представители Правительства Российской Федерации.
Правительственная комиссия сразу начала свою работу. Многие ее члены находились здесь буквально с самого начала трагедии. Выполняя поручение, я сегодня утром провел в 6:30 в Новокузнецке заседание Правительственной комиссии. Вместе с региональным штабом, губернатором, мэром мы рассмотрели наиболее важные вопросы.
Самый главный вопрос: что же случилось? Что произошло? Почему такие мощные взрывы и что послужило причиной этого? И, конечно, на эти вопросы пока ответов нет. Необходима тщательная проработка, как Вы говорили, расследование, для того чтобы исключить, не дай Бог, в будущем такие вот вещи.
В 20:54 8 мая текущего года здесь, на шахте «Распадская», произошел взрыв метана. В час ночи 9 мая произошел повторный взрыв, в результате которого произошло разрушение горных выработок и надшахтных зданий. То, что мы сейчас проехали и посмотрели.
Во время взрыва в шахте находилось 359 человек, 276 из которых были выведены на поверхность. Для проведения разведки и эвакуации пострадавших в шахту было направлено 9 подразделений горноспасателей - 54 человека.
По состоянию на 9 часов утра 11 мая, к сожалению, погибли 43 человека. Из них 30 опознаны. Судьба 47 человек остается неизвестной. Силами горноспасателей продолжаются работы по поиску и подъему пострадавших на поверхность.
За медицинской помощью обратились 88 человек, из них 83 госпитализированы. 6 из них, находящиеся в тяжелом состоянии, самолетом МЧС 10 мая были доставлены для лечения в медицинские учреждения города Москвы.
В целях проведения работ для оказания психологической помощи была сформирована группа психологов МЧС России и других ведомств, которая в настоящий момент оказала индивидуальную психологическую помощь 173 людям. Эта работа продолжается.
Для отслеживания газовой обстановки специалистами службы под контролем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводится постоянный мониторинг в главных выработках шахты.
Минэнерго России организована работа по восстановлению энергоснабжения шахты. И мне доложили, что электричество уже подано в шахту.
Гостехнадзор совместно с представителями научных учреждений проводит расследование технических причин аварии и исследование результатов газового контроля. Вот здесь надо действительно внимательно подключить научные учреждения для того, чтобы определить истинную причину этого взрыва.
В соответствии с Распоряжением Правительства, как Вы уже говорили, Владимир Владимирович, есть это Распоряжение, оно Вами подписано - семьям граждан погибших (умерших) в результате аварии будет оказана единовременно материальная помощь в размере 1 млн рублей на каждого погибшего. 400 тысяч рублей, если нанесен тяжкий вред здоровью, и 200 тысяч рублей, если граждане получили легкий вред здоровью.
В настоящее время, как мне так же доложено сегодня утром, сил и средств для ликвидации последствий здесь достаточно. Доклад закончен.
В.В.Путин: Сколько человек у нас сейчас работают, Сергей Кужугетович?
С.К.Шойгу: В настоящее время здесь сконцентрированы 724 человека по линии российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях и 109 единиц техники. Работа организована в круглосуточном режиме.
К сказанному Виктором Алексеевичем могу добавить, что у нас практически готова к запуску система вентиляции, и мы для этого должны провести еще ряд мероприятий, связанных и с работой в самой шахте, и с работами здесь, на земле. Думаю, что сегодня во второй половине дня мы начнем принудительную вентиляцию шахты.
То, что касается в целом работы по спасателям: сейчас продолжают работать 10 отделений. Они по всем направлениям, где, возможно, находились шахтеры, проводят разведку. И за последние сутки у нас обнаружено 12 шахтеров. Производится их подъем наверх. Надеемся в ближайшие сутки завершить всю разведку, если у нас нормально пойдет вся работа, связанная с проветриванием шахты.
В остальном, Владимир Владимирович, все необходимые средства - техника, силы - есть в достаточном количестве. Это касается и по линии медицины, и по линии спасателей, и по линии шахтеров.
В.В.Путин: Как же у нас так получилось, что на поверхности люди погибли?
С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, через 4 часа, при повторном взрыве, люди, которые поднялись снизу, находились в надшахтном помещении. И в результате этого мощнейшего взрыва, было разрушено полностью помещение. Часть людей удалось спасти из-под завалов, часть людей, к сожалению, погибли под этими завалами.
В.В.Путин: Какие же нормы-то у нас организации этих работ? Все люди вышли из шахты. Почему их не увели в безопасное место? Ну, это требует дополнительного анализа и выводов соответствующих. Здесь кто-то из горноспасателей есть?Как была организована работа горноспасателей? При направлении спасательных отрядов в шахту проводятся ли предварительно какие-то исследования воздуха, метана и так далее?
А.Ч.Син: При вызове горноспасателей на шахту в случае возникновения аварии наши нормативные документы, устав проведения горноспасательных работ, правила безопасности работы в угольной промышленности, угольных шахтах предписывают немедленно идти на помощь шахтерам в шахту. Поэтому анализ возможности повторного горно-динамического явления, конечно, не производится.
В.В.Путин: Что, совсем не производится?
А.Ч.Син: В первоначальный момент не производится. То есть сначала идет посылка отделений для оказания помощи шахтерам. Анализ производится только после...
В.В.Путин: Это на основании каких-то инструкций?
А.Ч.Син: Да, это на основании устава проведения горноспасательных работ, по правилам безопасности и плану ликвидации аварии, который разрабатывается на шахте раз в два года, утверждается руководством шахты, руководством...
В.В.Путин: И что вы даже не анализируете возможность последующего взрыва? Что ж вы людей туда посылаете?
А.Ч.Син: Анализ производится потом на основе тех проб воздуха, которые выдают те первые отделения, которые сообщают о газовой обстановке в шахте. Анализ можно произвести только по этим данным. По данным нормального режима работы анализ произвести невозможно, потому что нет предпосылок, нет превышения газа.
В данном случае все приборы показывали, что содержание метана было в пределах допустимых норм. Данные у нас все записаны у диспетчера. А превышение газа происходит уже потом, когда идет обрушение после первого взрыва. То есть когда появляются места накопления метана. В этих случаях мы обязаны, конечно, производить анализ. Мы просто не успели, потому что повторный взрыв произошел через 4 часа, когда находились в шахте первые отделения, которые были посланы в разведку.
В.В.Путин: А как же наверху-то люди погибли у вас?
А.Ч.Син: Люди, которые были подняты с шахты, были застигнуты обрушившимися элементами надшахтного здания...
В.В.Путин: Сколько там они находились после подъема?
А.Ч.Син: По-разному, люди выходили из шахты, ну где-то от 2 до 4 часов.
В.В.Путин: Ну и что же вы их не вывезли в безопасное место?
А.Ч.Син: Там были люди, которые производили часть работ. То есть, допустим, вот погибший горноспасатель производил депрессионно-газовую съемку для того, чтобы производить подмеры воздуха. Это тоже один из элементов прогнозирования повторности взрыва. Часть шахтовых людей работала по восстановлению герметичности надшахтного здания.
В.В.Путин: То есть они, по вашему мнению, по долгу службы должны были находиться именно в этом месте.
А.Ч.Син: Да. Это часть спасательных работ...
В.В.Путин: Хорошо. Аман Гумирович, пожалуйста!
А.Г.Тулеев: Уважаемый Владимир Владимирович, докладываю. Во-первых, все поручения, - Вы меня вызвали в первый час после взрыва, - которые Вы дали, организационные и технические, выполнены.
Особенно хочу Вас поблагодарить за техническую помощь. Она прибыла своевременно и оказала существенную помощь именно в первые часы работы по аварии. Докладываю организационные меры. Первое. Областная комиссия работает круглосуточно. Во главе - заместитель губернатора. Я нахожусь здесь сразу с момента взрыва. За каждой семьей пострадавших закреплено три человека: один ответственный из администрации области, из города плюс врач. Все справки собирают именно вот эти три человека. Семья не должна делать никаких движений по сбору какой-то бюрократии.
Плюс по организационным мерам. В ходе встреч с семьями погибших, родственниками в городе Новокузнецке я от Вас получил дополнительное задание, чтоб эти семьи погибших встретились со следственными органами. По Вашему поручению выезжает Главное следственное управление - Бастрыкин (А.И.Бастрыкин, глава Следственного комитета). И семьи погибших зададут те вопросы, на которые Вы поручили ответить.
Это по организационным моментам.
Есть четкий план по выплатам, который сейчас доводится до всех семей. Вы рекомендовали, и мы считаем, это правильно, чтобы они немного успокоились после похорон. Каждая семья отдельно, точечно, будет находиться в поле зрения Комиссии. Каждой семье будут заданы вопросы, каждая семья будет выслушана на предмет заработной платы, выплаты пособий, социальных дел.
Что получается? Мы выплачиваем среднегодовую, месячную заработную плату на иждивенцев в каждой семье, трехмесячную заработную плату семье. Плюс (я докладывал Вам) есть коллективный договор между собственниками шахты «Распадская» и администрации области. Каждая семья получает из средств собственников шахты «Распадской» 1 млн рублей.
Уважаемый Владимир Владимирович, самый трудный для нас вопрос, но я обещал Вам и выполню, - это жилье. С каждой семьей будет предметный разговор, и по каждой семье определимся - сколько же нужно. Кто живет в бараках, кто живет в одно-, двух-, трехкомнатных. Какое нужно расширение. Может быть, семьи придется разбивать: детям отдельно, родителям отдельно. Это все будет выполнено, но это самый сложный вопрос.
Всем определяем санаторно-курортное лечение. В основном оно будет проходить у нас в санатории «Борисовском». Прекрасные источники - санаторий «Белакуриха» - в отдельном крае. Если потребуется, дети поедут на юг, мы сделаем отдельно для них лечение.
И отдельная программа, я Вам доложил, Вы ее одобрили, по детям. Дети должны получить достойное образование, детей будем вести до 23 лет. Они будут получать отдельную стипендию от собственников в размере среднемесячной заработной платы до окончания учебного заведения.
Младший возраст, где позволят: кадетские корпуса МЧС, военные кадетские корпуса, женские гимназии и, естественно, садики, ясли. Теперь возник вопрос при встрече с родственниками погибших в городе Новокузнецке, и мы договорились, Владимир Владимирович, я эти договоры выполню: многие взяли кредиты. Как одна женщина говорила: «Мы собирались жить, планировали будущее». Я получил Ваше задание, мы проведем сессию, и все кредиты, ссуды, займы, которые взяли семьи погибших, мы берем на областной бюджет.
Доклад закончен, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Аман Гумирович, все эти работы должны быть максимально дебюрократизированы. У вас люди опытные работают на этом направлении, сами бывшие шахтеры, знают, что это такое. Поэтому сделайте так, чтобы люди могли добраться и до Вас, и до ваших заместителей беспроблемно. Вот они сегодня спросили на нашей встрече: «Что нам делать? Звонить на горячую линию?» и так далее. Горячая линия для оперативного информирования. А это должна быть системная работа, напрямую с людьми.
А.Г.Тулеев: Будет выполнено.
В.В.Путин: Спасибо. Татьяна Алексеевна, как медицинская часть?
Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания. В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях находятся 83 человека. Из них в крайне тяжелом состоянии - 1, в тяжелом состоянии - 8, в состоянии средней тяжести - 9, и в удовлетворительном состоянии - 65.
Те пострадавшие, которые вчера поступили в Москву, находятся в тяжелом состоянии и состоянии средней тяжести. Двоих из них мы перевели на аппараты искусственной вентиляции легких. И здесь 4 человека находятся на аппаратах искусственной вентиляции легких, в Ленинск-Кузнецком. Но я должна сказать, что здесь, в области, высоко организована медицинская помощь - наши сотрудники сейчас побывали в медицинских учреждениях.
Здесь, в Междуреченске, находятся в больнице 54 человека, всем оказывается надлежащая помощь, для госпитализации в Москву показаний нет. Что касается Ленинск-Кузнецкого, это федеральная клиника, которая находится в ведении Минэнерго. Там у нас один человек в крайне тяжелом состоянии и 4 человека в тяжелом состоянии. На данный момент времени у них нет показаний по госпитализации в Москве. Мы будем мониторить ситуацию, и, в случае необходимости, они будут направлены в Москву.
В.В.Путин: Хорошо. Илья Владимирович Подгорный здесь? Пожалуйста. Как у вас организована работа? Бастрыкин сегодня приедет сам, в 11 часов он вылетает сюда. Расскажите, как вы организовали работу сейчас.
И.В.Подгорный: В настоящее время дело принято к производству Главным следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. Создана следственная группа, куда входят 18 следователей, также к работе привлечены 3 прокурора-криминалиста из Главного управления криминалистики и прокуроры-криминалисты Следственного управления по Кемеровской области.
В настоящее время составлен план следственных действий, который постоянно корректируется. Следователям поставлена задача. Проводится опознание тел погибших. Назначены судебно-медицинские экспертизы для определения тяжести вреда здоровью, а также для определения причин смерти.
Организована выдача погибших родственникам для захоронения. Родственники погибших признаются потерпевшими, а также признаются потерпевшими иные лица, пострадавшие в результате аварии.
Основная задача сейчас у следствия - это по возможности скорейшее опознание тел погибших и выдача их родственникам для захоронения.
Спуск следователей в шахту и, соответственно, осмотр на месте аварии в настоящее время невозможен в связи с проведением спасательных работ, которые до настоящего времени не закончены.
Часть следователей проводит допрос лиц, которые обладают информацией, интересующей следствие, с участием специалистов Ростехнадхора.
Работа по опознанию в настоящее время не прекращается. Сейчас группа следователей работает в морге, где осматриваются тела погибших, проводится опознание и последующая выдача тел родственникам.
В.В.Путин: Илья Владимирович, послушайте меня внимательно. Главная задача заключается в том, чтобы выявить причину катастрофы. Не техническая работа, о которой Вы сказали, что тоже важно и нужно сделать. Но важно выявить причину катастрофы. Обратите особое внимание на технические средства, в том числе и на индивидуальные средства спасения шахтеров. То, что они технически несовершенны, - это одно дело. Во всем мире они такие. А вот их техническое состояние - каково было и сейчас в каком состоянии находится? Как работали надзорные службы? Как вообще технология соблюдалась? Что делалось для повышения безопасности на шахте? Как организованы сами спасательные работы? Вот на все это обратите внимание.
И.В.Подгорный: Ясно.
В.В.Путин: Всем спасибо.