Выступление В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, добрый день! Уважаемый Анатолий Васильевич (А.В.Торкунов), уважаемый господин Адам Ротфельд. Мне очень приятно встретиться здесь с группой специалистов, которые работают над весьма сложными вопросами нашей общей истории. Эта группа была создана еще в 2002 году, но надо сказать откровенно - работала совсем пассивно, если вообще можно сказать, что она работала.
Благодаря вашим усилиям в последнее время эта работа значительно активизировалась. Особенно важно, что вам удается абсолютно непредвзято, объективно и без всякого политического налета рассматривать самые сложные вопросы, не обходя никаких острых углов.
Это касается и предвоенных лет, и политики европейских государств в предвоенные годы, перед Второй мировой войной. Это касается военного советско-польского конфликта в 1920-е годы и судьбы военнопленных Красной Армии в Польше. Это касается и трагедии Катыни, расстрела польских офицеров.
На мой взгляд, то, что мы сегодня собрались здесь вместе с господином Премьер-министром в день 70-летия этой катастрофы, трагедии, преступления - это, в целом, очень хороший знак. Это знак того, что мы готовы и дальше абсолютно откровенно, открыто анализировать все, что было в прошлом, и смотреть в будущее.
Должен сказать, что на меня сегодня произвело большое впечатление то, что я здесь видел. Я здесь в первый раз. И мне кажется, что ваша работа очень важна, потому что вы нацелены на то, чтобы отбросить все, что мешает увидеть правду.
Правда - она очищает. И она дает нам надежду на то, что мы сможем выстроить добрые, добрососедские отношения. Нам нужны именно такие отношения. И Польше, и России нужно это новое качество наших отношений.
Я уверен, что подавляющее большинство граждан Польши и россиян ждут от нас именно таких решений и именно такого взаимодействия. Еще раз хочу вас поблагодарить за это.
Выступление Д.Туска (как переведено): Господин Премьер-министр, большое спасибо за это сотрудничество, а также за работу нашей группы. Потому что мне кажется, без нашей политической детерминации, а также без работы этой группы результаты этой работы были бы не такими весомыми.
Когда у меня была возможность в первый раз встретиться с сопредседателями этой группы господами Торкуновым и Ротфельдом в Варшаве, мы уже тогда знали и сказали друг другу, что название этой группы - «Группа по сложным вопросам» - не является случайным.
Без готовности к правде и без смелости не могло бы быть сегодняшней встречи. Через минуту после того, как Председатель Правительства России склонил голову перед могилой польских офицеров, все уже начали думать, что это нормально. А еще год назад никто не мог бы сказать, что такая встреча, как сегодня, вообще будет возможна. Мало было тех, кто верил, что подобная работа вообще имеет смысл. Мы верили, и Вы тоже верили - и это дало результаты.
Все начинают понимать, что правда не бывает направлена против кого-либо. Сложная правда того времени не направлена ни против россиян, ни против поляков, ни против украинцев или евреев. Потому что правда - это как внезапный свет, показывающий нам дорогу. По этой дороге должны пройти и политики, и целые народы. Даже если не всем нравится, что мы делаем и что мы говорим.
Благодаря работе с вами мы с этой дороги уже никогда не сойдем.